+7 949 317 02 91
Справка -
+7 949 317 02 91
info@gb-dnr.com
  • Текст
  • Связи
Действует c
11.11.2025
Выбор редакции
  • 11.11.2025

Письмо Минфина России от 25 сентября 2025 г. N 03-03-06/1/93101

Письмо Минфина России от 25 сентября 2025 г. N 03-03-06/1/93101

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса в качестве учитываемых расходов указаны налоги и сборы, начисленные в порядке, установленном Кодексом.

Вместе с тем перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым. Так, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся также другие расходы налогоплательщика, связанные с производством и (или) реализацией.

В статье 270 Кодекса установлен закрытый перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, который не содержит указания на то, что сборы, начисленные не в соответствии с Кодексом, не принимаются в качестве расходов.

Учитывая изложенное, расходы на уплату сбора (обязательного платежа, относящегося к неналоговым доходам федерального бюджета), обязанность по уплате которого предусмотрена законодательством Российской Федерации, могут быть учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организации на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Заместитель директора Департамента             А.А. СМИРНОВ

Нормативная база
Консультации и аналитика
  • Налоги, сборы, пошлины, взносы и другие обязательные платежи в бюджет при налогообложении прибыли

    Рассмотренные в материале вопросы: какие обязательные платежи учитываются при расчете налога на прибыль; какие обязательные платежи не учитываются при налогообложении прибыли; на какую дату признаются при налогообложении прибыли расходы на обязательные платежи в бюджет; пересчитывается ли налог на прибыль при доначислении обязательных платежей в бюджет?

  • Вправе ли НКО создать резерв предстоящих расходов для уменьшения налоговой нагрузки?

    Положениями Налогового кодекса предусмотрена возможность налогоплательщиков - некоммерческих организаций формировать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

  • Налогообложение расходов работодателя на финансирование отдыха детей

    Иногда финансирование отдыха для ребят входит в соцпакет, предоставляемый компанией. Рассмотрим, к каким налоговым последствиям приводит участие организации в оплате отдыха детей сотрудников.

  • Расходы, не учитываемые в целях налогообложения

    Прежде всего, Налоговым кодексом установлены три критерия, когда даже разрешенные расходы нельзя включать в налоговые расходы — расходы должны быть: документально подтверждены; экономически оправданы; потрачены на то, что потом принесёт доход.  Не стоит включать в расходы затраты, которые: не соответствуют ст. 252 НК РФ; направлены на получение незаконной налоговой выгоды; указаны в ст. 270 НК РФ. Также нельзая включать в расходы иные платежи.

  • Условия включения НДС в налоговые расходы налогоплательщиками, освобожденными от уплаты НДС по статье 149 НК РФ

    Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) отражен в статье 170 НК РФ.

  • Частичное признание расходов и вычет НДС по приобретенным услугам

    Организация приобрела услуги электроэнергии, но не согласна с объемом оказанных услуг. По мнению Организации, услуги оказаны в меньшем объеме. Вправе ли Организация на основании выставленного УПД учесть в расходах сумму в меньшем объеме, а также принять к вычету НДС в меньшем объеме, т.е. в той сумме, в какой, по мнению Организации, услуги были фактически оказаны?

  • Амортизационная премия в целях налогообложения прибыли

    Под амортизационной премией понимается возможность единовременного признания расходом в целях налогообложения прибыли части первоначальной стоимости основного средства (за исключением ОС, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения ОС.

  • Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли
  • Военные сборы. Мобилизация. Оформление, оплата, валовые расходы и налогообложение.

    Сотрудника призвали на военные сборы: как оформить и оплатить?

  • Налоги, по которым у налогоплательщика независимо от избранной системы налогообложения возникают обязанности исполнения функций налогового агента

    В соответствии с нормами действующего налогового законодательства РФ налоговыми агентами являются субъекты, которые платят налоги и сборы в бюджет с чужих доходов, в то время как налогоплательщики исчисляют фискальные платежи непосредственно со своих средств или доходов. Действующий правовой статус налоговых агентов закреплен в статье 24 НК РФ. Налоговый агент обязан: правильно рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет суммы налогов;  своевременно представлять в инспекцию декларации (другие документы) по налогам, которые удерживает; уведомлять инспекцию о невозможности удержать налог; хранить документы, подтверждающие расчет, удержание и уплату налогов в бюджет, в течение четырех лет.

  • Аренда транспортного средства. Какие расходы можно включить в налоговые расходы.

    Какие расходы будут учтены при расчете налога на прибыль, зависит от условий договора, т.е. от того, оплата каких расходов возложена на арендатора. С целью снижения рисков возникновения налоговых споров сторонам договора аренды рекомендуется отражать в тексте договора информацию о том, что организация-арендатор осуществляет ремонт транспортного средства за свой счет, а также осуществляет иные расходы, связанные с его содержанием, с перечислением последних.

  • Безвозвратные отходы в налоговом учете

    Безвозвратными считаются отходы, которые не могут быть использованы при данном состоянии техники, и технологические потери: угары, усушка, улетучивание и т.п. Безвозвратные отходы не подлежат оценке в бухгалтерском учете. Сказанное справедливо, поскольку названные отходы не могут принести экономических выгод, которые позволяют признать имущество балансовым активом. Они не могут быть использованы самим предприятием или реализованы на сторону из-за отсутствия потребителя.

  • Безвозмездное хранение товара. Налогообложение

    По общему правилу договор хранения является возмездным (п. 1 ст. 896 ГК РФ). Возмездность договора выражается в необходимости для поклажедателя уплатить хранителю вознаграждение. Хранение может быть безвозмездным, если это прямо указано в договоре хранения (п. 5 ст. 896, п. 3 ст. 891, п. 2 ст. 897 ГК РФ). Налогообложение у поклажеполучателя и поклажедателя.

  • Доходы и расходы по выдаче работникам и иным лицам бесплатного пайкового угля у организации - плательщика налога на прибыль

    Объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная организацией (ст. 247 НК РФ). При этом прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. В свою очередь, к доходам организации относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ).

  • Капитальный ремонт стоимость основного средства

    Сделали капитальный ремонт ОС на 7 млн.руб. без НДС с увеличением остаточной стоимости. Амортизация не начислялась, так как ОС были на консервации. В налоговом учете списали на прочие расходы. Теперь в отчете о финрезультате прибыль существенно больше как раз на эту сумму. Я понимаю, что это логично, так как стоимость капремонта в БУ будет амортизироваться каждый месяц, но не будет ли вопросов со стороны налоговой?

  • Налоговые расходы при получении услуг организациями, осуществляющими охранную деятельность

    Предприятие на общей системе налогообложения, может ли включать в полном объеме в расходы при исчислении налога на прибыль услуги по обеспечению физического наблюдения за объектом (осуществление внутриобъектового пропускного режима, наблюдение за отсутствием пожара на объекте, наблюдение за отсутствием противоправных посягательств путем видеонаблюдения, принятие необходимых мер при возникновении чрезвычайных ситуаций)?

  • Расходы на медосмотр

    Работник (в штате) проходит медосмотр. Сам заключил договор с больницей и принес чеки на оплату услуг больницы. В состав расходов ООО включает данную сумму? При выплате данного возмещения сотруднику облагается ли данная сумма НДФЛ, страховыми сборами и взносами на травматизм?

  • Расходы на покупку российского ПО

    В связи с изменениями от 01.01.2025 года, просьба дать следующие разъяснения о порядке признания в составе расходов затрат на приобретение ПО: Правильно ли мы понимаем, что при покупке (адаптации, модификации) отечественного ПО, входящего в реестр российского ПО организация имеет право учесть в расходах в налоговом учете сумму по первичным документам (фактические затраты) в двойном размере? К услугам тех. поддержки указанная норма не применяется? Какими документами необходимо подкрепить операции? Нужно ли уведомлять налоговый орган о наличии подобных операций и когда? При согласии Лицензиара, Организация имеет право по сублицензионному соглашению также передать такое право покупателю?

  • Расходы на рекламу

    В налоговом учете расходы на рекламу включаются (за исключением расходов, перечисленных в ст. 270 НК РФ) в состав прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом учитываются только те расходы, которые отвечают условиям НК РФ, т. е. обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для получения дохода.

  • Расходы организаций в целях налогообложения прибыли

    Положения пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают общие характеристики определения в целях налогообложения налогом на прибыль организаций (глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации) расходов налогоплательщика, которые, как уменьшающие полученные им доходы, учитываются при расчете налоговой базы данного налога. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком затраты. Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

Письма и разъяснения
Справочники