+7 949 317 02 91
Справка -
+7 949 317 02 91
info@gb-dnr.com
  • Текст
  • Связи
Действует c
03.04.2026
Выбор редакции
  • 03.04.2026

Письмо Минфина России от 13 марта 2026 № 03-04-06/20231

Письмо Минфина России от 13 марта 2026 № 03-04-06/20231

"Об НДФЛ при получении ИП доходов от предпринимательской деятельности и страховых взносах при выплате ему вознаграждения по гражданско-правовому договору об оказании услуг"

Департамент налоговой политики (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 24.12.2025 и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Консультационные услуги Департамент также не оказывает.

Вместе с тем сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Указанные российские организации именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 226 Кодекса особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 226.2, 227 и 228 Кодекса.

На основании подпункта 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 227 Кодекса физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют налог на доходы физических лиц исходя из сумм доходов, полученных от осуществления такой деятельности, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.

Таким образом, статьей 227 Кодекса предусмотрены самостоятельные исчисление и уплата налога на доходы физических лиц для физических лиц, зарегистрированных в установленном законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в отношении доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, - индивидуальным предпринимателям), в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, если гражданско-правовой договор на оказание услуг заключен с индивидуальным предпринимателем в рамках осуществляемой им предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг (т.е. в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) должны быть указаны соответствующие коды видов экономической деятельности по ОКВЭД), вознаграждение, выплачиваемое организацией по данному договору индивидуальному предпринимателю, объектом обложения страховыми взносами для такой организации не признается.

В этом случае индивидуальный предприниматель является самостоятельным плательщиком страховых взносов за себя исходя из суммы своих доходов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в соответствии со статьями 419 и 430 Кодекса.

Если упомянутый гражданско-правовой договор на оказание услуг заключается с индивидуальным предпринимателем, но осуществляющим иную предпринимательскую деятельность, не связанную с оказанием соответствующих услуг (согласно ЕГРИП), то вознаграждение по такому договору признается объектом обложения страховыми взносами для вышеуказанной организации.

Заместитель директора Департамента
Р.А. ЛЫКОВ

Нормативная база
Консультации и аналитика
  • ИП собирается взять грузовой автомобиль у физлица в безвозмездное пользование и сдавать его в субаренду юридическому лицу (с согласия собственника). Возможна ли такая сделка и какие последствия от неё могут быть у обеих сторон?

    Физическое лицо (ссудодатель) вправе передать ИП (ссудополучателю) автомобиль в безвозмездное пользование (ст. 689 ГК РФ). Ограничений на передачу имущества между физическими лицами (включая ИП) главой 36 ГК РФ не предусмотрено. Ссудополучатель вправе сдавать полученное имущество в аренду третьим лицам, если это право прямо предусмотрено договором ссуды или получено согласие собственника (ст. 608 ГК РФ). Поскольку автомобиль передается по договору ссуды, последующая передача его юридическому лицу за плату оформляется как договор аренды (ст. 606 ГК РФ). Налоговые последствия.

  • Последствия утраты права на применение пониженного (льготного) тарифа по страховым взносам

    Исчисление и уплата страховых взносов по льготному тарифу сопряжены с соблюдением целого ряда обязательных условий, перечисленных в ст. 427 НК РФ. Нарушение хотя бы одного из таких условий влечет лишение права на пониженную ставку страховых взносов.

    Перечень оснований для лишения страхователя права на исчисление и уплату страховых взносов по льготной ставке напрямую зависит от категории страхователя и применяемого им тарифа страховых взносов. Поэтому причины для лишения данного права следует рассматривать применительно к конкретной категории страхователей.

  • Прекращение ИП розничной продажи пива: что делать с остатками и ККТ?

    ИП занимался розничной продажей пива. Имеет собственное ККТ. На сегодня планирует смену деятельности: выбрал строительство. Имеет на остатках пивную продукцию. Обязан ли ИП ее реализовать, а затем прекратить деятельность по розничной продаже пива, или есть иной способ избавиться от пивных остатков? ИП имеет кассовое оборудование. Приобретал на ИП. Это кассовое оборудование он желает отдать своему товарищу - ИП. Это обязательно оформлять куплей — продажей? Как лучше это оформить? 

  • ИП на УНС (доходы) приобретает по договору бензин в талонах для заправки собственного автомобиля. Нужно ли ему вести учет талонов и заполнять путевые листы?

    Путевые листы нужны не только для подтверждения расходов на топливо в целях налогообложения. Если ИП использует ТС (собственное или арендованное) в предпринимательских целях, то он обязан оформлять путевой лист - в силу закона.

  • Продажа ИП коммерческой недвижимости, ранее приобретенной им как физическое лицо

    Приобретение гражданином имущества, имеющего предпринимательское назначение (не предназначенного для использования в личных целях), рассматривается как характерный признак предпринимательской деятельности (в том числе судами).

  • Исчисление доходов и расходов индивидуальным предпринимателем при применении ОСНО

    На основании подп. 1 п. 1, п. 2 ст.227 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели самостоятельно производят исчисление и уплату НДФЛ с суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности. Согласно п. 2 ст. 54 НК РФ ИП, применяющие ОСНО, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных, отраженных в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (далее - Книга учета) в порядке, утвержденном приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (далее - Порядок).

  • Общая система налогообложения для ИП

    Общая система налогообложения для ИП — не самый оптимальный вариант. Как правило, ее выбор продиктован необходимостью. А в некоторых случаях его и вовсе нет, ведь оказаться на ОСНО можно не по своей воле. Оказаться на ОСНО можно по следующим причинам: Налогоплательщик изначально не отвечает требованиям и ограничениям, предусмотренным для льготного налогового режима, либо перестал впоследствии им удовлетворять; Бизнесмену необходимо быть плательщиком НДС;

Письма и разъяснения