+7 949 317 02 91
Справка -
+7 949 317 02 91
info@gb-dnr.com
  • Текст
  • Связи
Действует c
28.04.2026
Выбор редакции
  • 28.04.2026

Письмо Минфина России от 9 февраля 2024 г. № 03-04-06/9812

Письмо Минфина России от 9 февраля 2024 г. № 03-04-06/9812

"О страховых взносах и НДФЛ при выплате вознаграждения по гражданско-правовому договору физлицу, являющемуся ИП"

Департамент налоговой политики (далее Департамент) рассмотрел обращение от 04.12.2025 и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) Департамент разъясняет следующее.

На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 420 Кодекса установлено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), начисляемые по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

При этом лицами, поименованными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, являются в том числе индивидуальные предприниматели, которые признаются самостоятельными плательщиками страховых взносов.

Таким образом, в случае если организацией (заказчиком) заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг с индивидуальным предпринимателем (исполнителем) в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, соответствующей коду видов деятельности по ОКВЭД, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее ЕГРИП), то вознаграждение по такому договору не является для указанной организации объектом обложения страховыми взносами на основании положений пункта 1 статьи 420 Кодекса. Индивидуальный предприниматель в этом случае обязан самостоятельно уплатить страховые взносы.

Если гражданско-правовой договор на оказание услуг заключен с физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, но не в связи с осуществлением им соответствующей предпринимательской деятельности, сведения о которой отражены в ЕГРИП, то организация с вознаграждения по такому договору должна начислить страховые взносы в общеустановленном порядке.

В части вопроса обложения налогом на доходы физических лиц сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Указанные российские организации именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.

Пунктом 2 статьи 226 Кодекса установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 226.2, 227 и 228 Кодекса.

Если доходы получены в рамках осуществления предпринимательской деятельности физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, то такие доходы подлежат налогообложению в соответствии с режимом налогообложения, применяемым индивидуальным предпринимателем.

Заместитель директора Департамента Р.А. ЛЫКОВ

Консультации и аналитика
  • ИП собирается взять грузовой автомобиль у физлица в безвозмездное пользование и сдавать его в субаренду юридическому лицу (с согласия собственника). Возможна ли такая сделка и какие последствия от неё могут быть у обеих сторон?

    Физическое лицо (ссудодатель) вправе передать ИП (ссудополучателю) автомобиль в безвозмездное пользование (ст. 689 ГК РФ). Ограничений на передачу имущества между физическими лицами (включая ИП) главой 36 ГК РФ не предусмотрено. Ссудополучатель вправе сдавать полученное имущество в аренду третьим лицам, если это право прямо предусмотрено договором ссуды или получено согласие собственника (ст. 608 ГК РФ). Поскольку автомобиль передается по договору ссуды, последующая передача его юридическому лицу за плату оформляется как договор аренды (ст. 606 ГК РФ). Налоговые последствия.

  • Прекращение ИП розничной продажи пива: что делать с остатками и ККТ?

    ИП занимался розничной продажей пива. Имеет собственное ККТ. На сегодня планирует смену деятельности: выбрал строительство. Имеет на остатках пивную продукцию. Обязан ли ИП ее реализовать, а затем прекратить деятельность по розничной продаже пива, или есть иной способ избавиться от пивных остатков? ИП имеет кассовое оборудование. Приобретал на ИП. Это кассовое оборудование он желает отдать своему товарищу - ИП. Это обязательно оформлять куплей — продажей? Как лучше это оформить? 

  • Продажа ИП коммерческой недвижимости, ранее приобретенной им как физическое лицо

    Приобретение гражданином имущества, имеющего предпринимательское назначение (не предназначенного для использования в личных целях), рассматривается как характерный признак предпринимательской деятельности (в том числе судами).

  • Общая система налогообложения для ИП

    Общая система налогообложения для ИП — не самый оптимальный вариант. Как правило, ее выбор продиктован необходимостью. А в некоторых случаях его и вовсе нет, ведь оказаться на ОСНО можно не по своей воле. Оказаться на ОСНО можно по следующим причинам: Налогоплательщик изначально не отвечает требованиям и ограничениям, предусмотренным для льготного налогового режима, либо перестал впоследствии им удовлетворять; Бизнесмену необходимо быть плательщиком НДС;

Письма и разъяснения