+7 949 317 02 91
Справка -
+7 949 317 02 91
info@gb-dnr.com
  • Текст
  • Связи
Действует c
14.04.2023
Выбор редакции
  • 14.04.2023

Письмо Минфина России от 14 апреля 2023 г. N 03-04-05/33948

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 апреля 2023 г. N 03-04-05/33948

О предоставлении стандартного налогового вычета по НДФЛ

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Установленный подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса стандартный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц предоставляется за каждый месяц налогового периода и распространяется, в частности, на родителя, супруга (супругу) родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 рублей - на первого и второго ребенка, 3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка и 12 000 рублей - на каждого ребенка, в случае если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Абзацем одиннадцатым подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса установлено, что налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Таким образом, право на получение стандартного налогового вычета возникает при условии, что налогоплательщик является или в установленном законом порядке признается родителем, супругом родителя и ребенок в возрасте до 18 лет либо учащийся очной формы обучения в возрасте до 24 лет находится на обеспечении данного налогоплательщика.

Поскольку налоговый вычет производится, в частности, на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, при определении применяемого размера стандартного налогового вычета учитывается общее количество детей, включая детей, достигших возраста, после которого родители утрачивают право на получение стандартного налогового вычета. Очередность детей определяется по датам их рождения, то есть первый ребенок - это наиболее старший по возрасту ребенок.

В рассматриваемом случае налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета за каждый месяц налогового периода на второго и третьего ребенка в размере 1 400 и 3 000 рублей соответственно.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный указанным подпунктом, не применяется (абзацы шестнадцатый и семнадцатый подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса).

Согласно пункту 3 статьи 218 Кодекса стандартный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Заместитель директора Департамента                                   Р.А. Лыков

Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", 3 июля 2023 г. N 13

Консультации и аналитика
  • Как получить стандартный вычет по НДФЛ через ФНС

    Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ налогоплательщики могут получать не только через своих работодателей, но и через ФНС. Данный способ заявления вычетов позволяет не просто уменьшить налогооблагаемый доход в целях снижения уплачиваемого НДФЛ, а вернуть из бюджета деньги на свой банковский счет. Причем при таком способе можно получить сразу всю сумму вычета за несколько лет.

  • Вычет по НДФЛ с отпускных

    Сотрудник уходит в отпуск с 01.07.2025 на 28 дней. Отпускные будут начислены в июне, выданы 27.06.2025. Вопрос такой: выдать отпускные нужно за минусом 13% НДФЛ или нужно еще применить вычеты на детей? Как правильно?

  • Вычет по НДФЛ на детей. К какой выплате в течение месяца его применять? Как считать доход, дающий право на вычет на детей?

    Стандартные вычеты по НДФЛ, предоставляемые с 2023 года работодателем, предоставляются по-прежнему за месяц. Вычет за месяц работнику нужно предоставить при выплате дохода в каждом месяце, если он не утратил право на вычет. При этом не имеет значения, какая половина зарплаты это будет — первая или вторая. То есть можно применить при расчете НДФЛ как с аванса, так и с зарплаты за вторую половину месяца. Бухгалтер может сам решить, к какой части выплаты применять вычет. Но надо следить, чтобы вычет за каждый месяц был предоставлен однократно.

  • «Детский» вычет за месяцы, в которых нет дохода

    В тех месяцах, в которых работник не получает доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13%, вычет ему по общему правилу не положен. Однако, «работает» правило в ситуациях, когда выплаты полностью прекращены и до конца года их больше не будет. Тогда не должно быть и вычета. Если же до конца года выплата дохода возобновляется, вычеты нужно предоставить в том числе и за месяцы без дохода.

  • Детские вычеты по НДФЛ: как считать лимит доходов, дающий право на стандартный вычет на детей?

    В 2024 году детский вычет положен работнику за каждый месяц календарного года, пока его облагаемый доход не достигнет 350 000 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК). С 2025 года этот лимит увеличен до 450 000 руб. Для сравнения с лимитом берите не все доходы работника, а только облагаемые НДФЛ по ставкам из пункта 1 статьи 224 НК РФ. 

  • Применение стандартного налогового вычета, если заработная плата выплачивается за несколько месяцев

    Налоговый Кодекс не содержит норм, запрещающих предоставление СтНВ за те месяцы, когда у работников отсутствовал облагаемый НДФЛ доход, но были трудовые отношения. Таким образом, если в отдельные месяцы налогового периода налоговый агент не выплачивал налогоплательщику доход, облагаемый НДФЛ, СтНВ предоставляются за каждый месяц налогового периода, включая те месяцы, в которых не было выплат дохода.

Письма и разъяснения