+7 949 317 02 91
Справка -
+7 949 317 02 91
info@gb-dnr.com
  • Текст
  • Связи
Действует c
30.10.2018
Выбор редакции
  • 30.10.2018

Письмо Минфина России от 30 октября 2018 г. № 03-04-05/78020

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 октября 2018 г. № 03-04-05/78020

О предоставлении стандартного налогового вычета по НДФЛ налоговым агентом при исчислении налоговой базы нарастающим итогом в каждом месяце

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 03.10.2018 по вопросу предоставления стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно пункту 3 статьи 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Кодекса стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источниками выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Установленный подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса стандартный налоговый вычет предоставляется за каждый месяц налогового периода и распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок.

При этом на основании абзаца шестнадцатого подпункта 4пункта 1 статьи 218 Кодекса стандартный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса, не применяется.

В соответствий с пунктом 3 статьи 226 Кодекса исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Таким образом, установленный подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса стандартный налоговый вычет предоставляется налоговым агентом при исчислении налоговой базы нарастающим итогом в каждом месяце, когда налоговым агентом производится выплата доходов налогоплательщику.

Если же выплата дохода начиная с какого-либо месяца полностью прекращена и не возобновляется до окончания налогового периода, налоговая база после прекращения выплат налоговым агентом не определяется, и поэтому стандартный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц за указанные месяцы налогового периода налоговым агентом не предоставляется.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента                                                Р.А. Саакян

Текст письма опубликован в 07.12.2018 в системе «ГАРАНТ»

Консультации и аналитика
  • Как получить стандартный вычет по НДФЛ через ФНС

    Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ налогоплательщики могут получать не только через своих работодателей, но и через ФНС. Данный способ заявления вычетов позволяет не просто уменьшить налогооблагаемый доход в целях снижения уплачиваемого НДФЛ, а вернуть из бюджета деньги на свой банковский счет. Причем при таком способе можно получить сразу всю сумму вычета за несколько лет.

  • Вычет по НДФЛ с отпускных

    Сотрудник уходит в отпуск с 01.07.2025 на 28 дней. Отпускные будут начислены в июне, выданы 27.06.2025. Вопрос такой: выдать отпускные нужно за минусом 13% НДФЛ или нужно еще применить вычеты на детей? Как правильно?

  • Вычет по НДФЛ на детей. К какой выплате в течение месяца его применять? Как считать доход, дающий право на вычет на детей?

    Стандартные вычеты по НДФЛ, предоставляемые с 2023 года работодателем, предоставляются по-прежнему за месяц. Вычет за месяц работнику нужно предоставить при выплате дохода в каждом месяце, если он не утратил право на вычет. При этом не имеет значения, какая половина зарплаты это будет — первая или вторая. То есть можно применить при расчете НДФЛ как с аванса, так и с зарплаты за вторую половину месяца. Бухгалтер может сам решить, к какой части выплаты применять вычет. Но надо следить, чтобы вычет за каждый месяц был предоставлен однократно.

  • «Детский» вычет за месяцы, в которых нет дохода

    В тех месяцах, в которых работник не получает доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13%, вычет ему по общему правилу не положен. Однако, «работает» правило в ситуациях, когда выплаты полностью прекращены и до конца года их больше не будет. Тогда не должно быть и вычета. Если же до конца года выплата дохода возобновляется, вычеты нужно предоставить в том числе и за месяцы без дохода.

  • Детские вычеты по НДФЛ: как считать лимит доходов, дающий право на стандартный вычет на детей?

    В 2024 году детский вычет положен работнику за каждый месяц календарного года, пока его облагаемый доход не достигнет 350 000 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК). С 2025 года этот лимит увеличен до 450 000 руб. Для сравнения с лимитом берите не все доходы работника, а только облагаемые НДФЛ по ставкам из пункта 1 статьи 224 НК РФ. 

  • Применение стандартного налогового вычета, если заработная плата выплачивается за несколько месяцев

    Налоговый Кодекс не содержит норм, запрещающих предоставление СтНВ за те месяцы, когда у работников отсутствовал облагаемый НДФЛ доход, но были трудовые отношения. Таким образом, если в отдельные месяцы налогового периода налоговый агент не выплачивал налогоплательщику доход, облагаемый НДФЛ, СтНВ предоставляются за каждый месяц налогового периода, включая те месяцы, в которых не было выплат дохода.

Письма и разъяснения