+7 949 317 02 91
Справка -
+7 949 317 02 91
info@gb-dnr.com
  • Текст
  • Связи
Действует c
23.05.2024
Выбор редакции
  • 23.05.2024

Письмо Федеральной налоговой службы от 23 мая 2024 N СД-4-3/5790@

Письмо Федеральной налоговой службы от 23 мая 2024 N СД-4-3/5790@

О порядке восстановления НДС, ранее принятого к вычету покупателем с сумм оплаты (частичной оплаты), перечисленных в счет предстоящих поставок товаров

Федеральная налоговая служба в связи с возникающими вопросами о порядке восстановления налога на добавленную стоимость (далее – НДС), ранее принятого к вычету покупателем с сумм оплаты (частичной оплаты), перечисленных в счет предстоящих поставок товаров, сообщает следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам, приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС.

Пунктом 12 статьи 171 Кодекса установлено, что у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров.

На основании подпункта 3 пункта 3 статьи 170 Кодекса принятые к вычету налогоплательщиком суммы НДС, предъявленные продавцом товаров в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, подлежат восстановлению. При этом восстановление указанных сумм налога производится налогоплательщиком в том налоговом периоде, в котором суммы НДС по приобретенным товарам подлежат вычету в порядке, установленном главой 21 Кодекса, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты. Одновременно отмечаем, что нормами Кодекса не установлена зависимость налогового периода, в котором у покупателя возникает обязанность восстановить суммы НДС, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты, перечисленной в счет предстоящих поставок товаров, с налоговым периодом, в котором продавцом произведена отгрузка соответствующих товаров и в котором у продавца возникает право на вычет сумм НДС, исчисленного им с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок этих товаров.

Согласно абзацу третьему подпункта 3 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы НДС, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным товарам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).

Указанная позиция согласована с Минфином России.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 го класса                      Д.С. Сатин

Текст письма опубликован 23.05.2024 на сайте ФНС, Письма ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами

Нормативная база
Консультации и аналитика
  • Вычеты по НДС при перечислении предварительной оплаты (аванса) покупателем

    Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (аванс, предоплату), суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычетам. Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предоплаты, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм авансов, при наличии договора, предусматривающего уплату указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ).

  • Восстановление НДС при расторжении договора лизинга
  • Восстановление НДС при передаче товара (продукции) на благотворительные цели

    Передача продукции на благотворительность - это необлагаемая НДС операция (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ как раз говорит: если товары (работы, услуги) стали использовать для операций, не облагаемых НДС, ранее принятый к вычету налог надо восстановить. Поэтому, если вы сделали вычет по материалам, а потом часть из них пустили на изготовление продукции для передачи в благотворительных целях — налог нужно восстановить. 

  • Переход на применение увеличенной ставки НДС 22% с 1 января 2026 года

    Никаких переходных положений по этому вопросу в Законе N 425-ФЗ нет. Полагаем, что при переходе на повышенную ставку НДС можно воспользоваться теми же принципами и разъяснениями, которые использовались при повышении ставки в 2019 году (с 18% до 20%).

  • Как отразить возврат аванса плательщиком НДС, полученного в отчетном периоде, в налоговых регистрах и декларации?

    Юрлицо - плательщик НДС получил предоплату за оказание услуг, но так в течении отчетного периода (квартала) не выполнил услугу, а вернул в течении этого же отчетного квартала сумму покупателю, необходимо ли выписывать и отображать в декларации счет-фактуру на аванс? Если обязательно выписывать и отображать, то как верно отразить возврат денежных средств покупателю в отчетности?

  • Плательщиком УСН, который освобожден от обязанности исчислять НДС, получена предоплата с НДС. Как отразить эту операцию в КУДИР?
  • «Авансовый НДС», если продавец получивший предоплату, применял общую ставку НДС, а в период отгрузки получил освобождение от уплаты НДС по статье 145 НК РФ

    В 2023г. были на упрощенке (доходы) и получили аванс за последний месяц аренда 3000,00, в 4 кв. 2023 перешли на ОСНО и получили доплату к авансу 1000,00 в т.ч. НДС 166,67. с 1 кв. 2024г. освобождены от НДС (ст.145) И вот наступил последний месяц аренды, сентябрь - 4000,00 сама услуга. Попадет ли 3000,00 в прибыль и как учитывать НДС 166,67, который висит на 76АВ? 

  • Авансы в книгах покупок и продаж

    Счет-фактура на аванс заполняется продавцом или исполнителем работ при получении аванса (предоплаты части работ). 1. В этом случае в течение пяти рабочих дней выписывается авансовый счет-фактура, который сразу же регистрируется в книге продаж. 2. При отгрузке продавец выписывает счет-фактуру и регистрирует ее в книге продаж 3. В этот момент у продавца возникает право принять к вычету авансовый НДС в сумме НДС по отгрузке. Продавец обязан регистрировать счёт-фактуру в периоде, в котором получил предоплату (п. 3 Правил ведения книги продаж, утверждённых Постановлением от 26.12.2011 № 1137).

  • Возврат аванса плательщиком НДС

    Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются: - при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, - при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Письма и разъяснения