+7 949 317 02 91
Справка -
+7 949 317 02 91
info@gb-dnr.com
  • Текст
  • Связи
Действует c
25.01.2024
Выбор редакции
  • 25.01.2024

Письмо Минфина России от 25 января 2024 г. N 03-07-11/5724

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 января 2024 г. N 03-07-11/5724

Об НДС с сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, в том числе произведенной в неденежной форме

В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 5 декабря 2023 г., по вопросам применения налога на добавленную стоимость в ситуации, изложенной в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость сумм оплаты (частичной оплата), полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), сообщаем следующее.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 данной статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Согласно позиции, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость может являться также день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В связи с этим для целей применения данного положения оплату следует считать произведенной как в случае уплаты соответствующей суммы денежными средствами, так и в случаях исполнения обязательства по оплате в неденежной форме, в том числе прекращения денежного обязательства зачетом встречных однородных требований.

Учитывая изложенное, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется на дату оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, в том числе в случае, если такая оплата, частичная оплата произведена в неденежной форме.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента налоговой политики Минфина                                              В.А. Прокаев

Текст письма опубликован в 20.03.2024 в системе ГАРАНТ

Консультации и аналитика
  • Вычеты по НДС при перечислении предварительной оплаты (аванса) покупателем

    Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (аванс, предоплату), суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычетам. Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предоплаты, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм авансов, при наличии договора, предусматривающего уплату указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ).

  • Переход на применение увеличенной ставки НДС 22% с 1 января 2026 года

    Никаких переходных положений по этому вопросу в Законе N 425-ФЗ нет. Полагаем, что при переходе на повышенную ставку НДС можно воспользоваться теми же принципами и разъяснениями, которые использовались при повышении ставки в 2019 году (с 18% до 20%).

  • Как отразить возврат аванса плательщиком НДС, полученного в отчетном периоде, в налоговых регистрах и декларации?

    Юрлицо - плательщик НДС получил предоплату за оказание услуг, но так в течении отчетного периода (квартала) не выполнил услугу, а вернул в течении этого же отчетного квартала сумму покупателю, необходимо ли выписывать и отображать в декларации счет-фактуру на аванс? Если обязательно выписывать и отображать, то как верно отразить возврат денежных средств покупателю в отчетности?

  • Плательщиком УСН, который освобожден от обязанности исчислять НДС, получена предоплата с НДС. Как отразить эту операцию в КУДИР?
  • «Авансовый НДС», если продавец получивший предоплату, применял общую ставку НДС, а в период отгрузки получил освобождение от уплаты НДС по статье 145 НК РФ

    В 2023г. были на упрощенке (доходы) и получили аванс за последний месяц аренда 3000,00, в 4 кв. 2023 перешли на ОСНО и получили доплату к авансу 1000,00 в т.ч. НДС 166,67. с 1 кв. 2024г. освобождены от НДС (ст.145) И вот наступил последний месяц аренды, сентябрь - 4000,00 сама услуга. Попадет ли 3000,00 в прибыль и как учитывать НДС 166,67, который висит на 76АВ? 

  • Авансы в книгах покупок и продаж

    Счет-фактура на аванс заполняется продавцом или исполнителем работ при получении аванса (предоплаты части работ). 1. В этом случае в течение пяти рабочих дней выписывается авансовый счет-фактура, который сразу же регистрируется в книге продаж. 2. При отгрузке продавец выписывает счет-фактуру и регистрирует ее в книге продаж 3. В этот момент у продавца возникает право принять к вычету авансовый НДС в сумме НДС по отгрузке. Продавец обязан регистрировать счёт-фактуру в периоде, в котором получил предоплату (п. 3 Правил ведения книги продаж, утверждённых Постановлением от 26.12.2011 № 1137).

  • Возврат аванса плательщиком НДС

    Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются: - при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, - при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Письма и разъяснения