- Текст
- Связи
- 17.02.2023
Письмо Минфина России от 17 февраля 2023 г. N 03-04-05/13735
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 февраля 2023 г. N 03-04-05/13735
Об определении налогового статуса физических лиц, имевших постоянное место жительства на территории ДНР, ЛНР, Запорожской области или Херсонской области по состоянию на 30 сентября 2022 г.
[опубликование: ГАРАНТ]
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу налогообложения доходов физических лиц сообщает следующее.
Порядок налогообложения доходов физических лиц предусмотрен главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
На основании статьи 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2022 N 564-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 564-ФЗ), физическое лицо, имевшее постоянное место жительства на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области по состоянию на 30.09.2022, признается в 2022 году налоговым резидентом Российской Федерации в случае представления им в налоговый орган по месту своего жительства (в налоговый орган по месту пребывания при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) заявления, составленного в произвольной форме. Указанное заявление должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и идентификационный номер налогоплательщика - физического лица и должно быть представлено в налоговый орган в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 229 Кодекса для представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2022 года.
Кроме того, частью 3 статьи 5 Федерального закона N 564-ФЗ установлено, что физические лица, имевшие постоянное место жительства на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области по состоянию на 30.09.2022 года, на каждую дату получения ими дохода в течение 2023 года признаются налоговыми резидентами Российской Федерации, если иное не установлено данной частью. В случае, если по итогам 2023 года статус налогового резидента Российской Федерации, признанный в соответствии с данной частью, не соответствует для налогового периода 2023 года условиям, указанным в пункте 2 статьи 207 Кодекса, налогоплательщик не признается налоговым резидентом Российской Федерации в 2023 году и представляет в налоговый орган по месту своего жительства (в налоговый орган по месту пребывания при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации, в налоговый орган по месту постановки на учет - для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) заявление о неподтверждении статуса налогового резидента для налогового периода 2023 года, составленное в произвольной форме. Указанное заявление, содержащее фамилию, имя, отчество (при его наличии) и идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, должно быть представлено в налоговый орган в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 229 Кодекса для представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2023 года.
Одновременно сообщаем, что в отношении доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, полученных от источников в Российской Федерации, физическими лицами, являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, применяется ставка налога, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 Кодекса.
Заместитель директора Департамента Р.А. Лыков
-
Список файлов пуст.
-
Как подтвердить налоговое резидентство работника?
Фактическое нахождение физлиц в России и за ее пределами в целях установления налогового резидентства может быть подтверждено любыми документами, оформленными в соответствии с российским законодательством. Но ответственность за правильность определения налогового статуса физлица - получателя дохода, исчисление и уплату налога в соответствии с его налоговым статусом лежит на работодателе. Поэтому при наличии оснований считать, что гражданин РФ может не являться налоговым резидентом, работодатель вправе запросить у физического лица соответствующие документы или их копии. Нотариальное заверение копий таких документов, а также нотариальное заверение их перевода на русский язык не требуется. В случае если физическое лицо не представляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому физическому лицу доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами.
-
Налогообложение доходов, полученных иностранным гражданином
Ставка НДФЛ для иностранных граждан может быть 13, 15 или 30%. Чтобы определить ставку НДФЛ, вначале выясните статус человека – резидент или нерезидент. Если физическое лицо является налоговым резидентом РФ, большинство его доходов будет облагаться по налоговой ставке в размере 13%. Для нерезидентов ставка НДФЛ — 30%. В отношении доходов от осуществления трудовой деятельности по найму на основании патента применяется прогрессивная налоговая ставка, предусмотренная пунктом 3.1 статьи 224 НК РФ. Эта ставка является единой для таких иностранных граждан независимо от наличия у них статуса налогового резидента РФ. Есть и иные категории граждан, при получении дохода которыми применяются ставки НДФЛ, установленные для резидентов.
- НДФЛ дистанционных сотрудников
- Ставки НДФЛ с доходов гражданина государства - члена ЕАЭС от работы по найму в РФ
-
Письмо Минфина России от 19 июня 2026 г. № 03-04-05/52692
О документальном подтверждении фактического нахождения физлица в РФ и за пределами РФ для определения налогового статуса в целях НДФЛ
-
Письмо Минфина России от 6 мая 2026 г. № 03-04-06/37967
О налогообложении НДФЛ доходов налоговых резидентов и граждан государств - членов ЕАЭС от осуществления трудовой деятельности на территории РФ
-
Письмо Минфина России от 2 декабря 2025 г. № 03-04-06/117196
Об НДФЛ с дохода нерезидента РФ от выполнения трудовой функции дистанционно, выполнения работ, оказания услуг, предоставления прав использования РИД (средств индивидуализации) через сеть Интернет
-
Письмо Минфина России от 13 ноября 2025 г. N 03-04-05/110049
НДФЛ при выплате вознаграждения дистанционному работнику и нерезиденту РФ
-
Письмо Минфина России от 10 июня 2025 г. N 03-04-05/56892
Об НДФЛ в отношении доходов, полученных нерезидентом при выходе из состава участников общества
-
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 декабря 2023 г. № ШЮ-4-17/16342@
Об определении статуса налогового резидента/нерезидента РФ, а также о получении документа, подтверждающего статус налогового резидента или его отсутствие
-
Письмо Минфина России от 12 декабря 2022 г. N 03-04-05/121297
Об определении налогового статуса физического лица для целей исчисления и уплаты НДФЛ
-
Письмо Минфина России от 15 ноября 2018 г. N 03-07-14/82255
Об уплате НДС при приобретении российской организацией у иностранного физического лица услуг, местом реализации которых признается территория РФ
-
КНД 1111048. Заявление о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации
Статус для юрлиц, физлиц, в том числе ИП, подтверждается ФНС России или уполномоченным ею территориальным налоговым органом. Заявление подается лично, по почте или через сайт ФНС России. К нему могут прилагаться подтверждающие документы.
