- Текст
- Связи
- 03.04.2024
Письмо Минфина России от 3 апреля 2024 г. N 03-07-11/30455
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 апреля 2024 г. N 03-07-11/30455
О зачете сумм ранее полученной предварительной оплаты, частичной оплаты в счет оплаты отгруженных товаров
Вопрос:
Наша организация является производителем товара. Поскольку производимая продукция обладает уникальными характеристиками (цвет, размер, толщина и т.д.), то чаще всего она производится по предоплате. С клиентами заключаются договоры поставки, часто на длительный срок, превышающий год, поэтому каждая поставка очередной партии продукции производится по Спецификации, в которой уточнены условия поставки, цены и т.д. В Договоре прописано, что общая цена Договора определяется суммой стоимости партий товара, указанных в спецификациях.
П. 6. ст. 172 НК РФ гласит (дословно): Вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся с даты отгрузки (передачи) соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного исходя из стоимости отгруженных (переданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий). Такие условия в договоре отсутствуют.
В платежных поручениях по авансовым платежам клиент указывает, по какому Заказу производится оплата, но есть случаи оплаты от третьих лиц за контрагента, в такой оплате отсутствует привязка к конкретной спецификации, и непонятно, какой товар предоплачен. Есть ситуации, когда предоплачена конкретная продукция, и выписывается счет-фактура на аванс на конкретный товар, но потом в силу обстоятельств стороны меняют заказ, переподписывают Спецификацию, и отгрузки той продукции, которая указана в счете-фактуре на аванс или не происходит совсем, или в должном объеме.
В вышеуказанных случаях невозможно сопоставить выписку счета-фактуры на аванс и поставку в счет предоплаты именно этой продукции. Именно поэтому нами взаиморасчеты ведутся по договору в целом и зачет ранее полученных авансов производится в хронологической последовательности по факту отгрузки очередной партии товаров. Поскольку другого выхода по определению момента зачета аванса у нас нет, просим пояснить правомерность применения нами такого подхода со ссылкой на нормативную документацию.
Ответ:
В связи с обращением по вопросу о порядке зачета сумм ранее полученной предварительной оплаты, частичной оплаты в счет оплаты отгруженных товаров Департамент налоговой политики сообщает, что данный вопрос нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не регулируется.
Одновременно отмечаем, что согласно пункту 8 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
Пунктом 6 статьи 172 Кодекса установлено, что вышеуказанные вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).
Таким образом, в случае если договором на поставку товаров предусмотрено перечисление сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров и при этом данным договором особенности зачета указанных сумм в оплату отгруженных товаров не установлены, то при отгрузке товаров в счет ранее полученной предварительной оплаты (частичной оплаты) суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм предварительной оплаты (частичной оплаты) принимаются к вычету в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты (частичной оплаты).
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента Н.А. Кузьмина
Текст письма опубликован 27.04.2024 в информационной системе ГАРАНТ
-
Список файлов пуст.
-
Вычеты по НДС при перечислении предварительной оплаты (аванса) покупателем
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (аванс, предоплату), суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычетам. Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предоплаты, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм авансов, при наличии договора, предусматривающего уплату указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ).
-
«Авансовый» НДС: когда к вычету принять нельзя
Покупатель не вправе произвести вычет НДС с авансов, выданных продавцу в счет грядущих поставок и в том случае, когда предоплата выполнена, но договором не предусмотрена. Обоснование Одним из условий для принятия к вычету НДС, уплаченного при перечислении аванса, является наличие договора, предусматривающего предварительную оплату (п. 9 ст. 172 НК РФ). Если организация перечислила контрагенту деньги на основании спецификации, составленной в рамках договора поставки, в разделе об оплате которого указано "100 % оплата за товар", налоговики по результатам камеральной проверки декларации по НДС могут посчитать данный вычет неправомерным даже при наличии выставленного поставщиком "авансового" счет-фактуры.
-
Письмо Минфина России от 6 марта 2009 г. N 03-07-15/39
О налогообложении НДС оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) и особенностях оформления счетов-фактур на предоплату
-
Письмо Минфина России от 2 октября 2024 г. N 03-07-11/95240
О восстановлении НДС, принятого к вычету покупателем с сумм оплаты (частичной оплаты), перечисленных в счет предстоящих поставок товаров
-
Письмо Минфина России от 18 мая 2018 г. N 03-07-09/33573
О принятии к вычету НДС налогоплательщиком, перечислившим суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), при наличии счета-фактуры и копии договора с приложениями к нему
-
Письмо Минфина России от 28 августа 2026 г. № 03-07-11/75672
О восстановлении сумм НДС, ранее принятых к вычету с авансов
