- Текст
- Связи
- 25.10.2023
Письмо Минфина России от 25 октября 2023 г. N 03-07-07/101374
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 октября 2023 г. N 03-07-07/101374
О применении освобождения от НДС в отношении туристского пакета по внутреннему и (или) въездному туризму, выручкой от реализации которого являются суммы вознаграждения, получаемые организацией на основании агентских договоров с третьими лицами, предоставляющими услуги размещения и перевозки
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту - Общество), руководствуясь пп. 2 п. 1 ст. 21 и пп. 4. п. 1 ст. 32 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), просит разъяснить порядок применения с 01.07.2023 г. норм подпункта 39 пункта 3 статьи 149 Кодекса в части применения льготы по реализации туристского продукта в сфере внутреннего и въездного туризма, оказываемых в рамках Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132 от 24.11.1996 (далее - Закон).
Согласно Закону, туроператор осуществляет деятельность по формированию и продвижению туристского продукта. При этом туристским продуктом признается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта. В свою очередь, под формированием туристского продукта согласно ст. 1. Закона понимается деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие.
Общество осуществляет позаказный учет по реализации сформированных турпакетов, выделяя турпродукты с направлением их реализации - Россия (внутренний и въездной туризм), при этом данные турпакеты формируются в том числе на основании заключаемых агентских договоров с третьими лицами, оказывающими конечным потребителям услуги по размещению и перевозке. Выручка туроператора от реализации таких турпродуктов формируется по таким договорам, в том числе за счет агентского вознаграждения, начисляемого туроператору третьими лицами, оказывающими услуги размещения и перевозки.
Согласно п. 7 ст. 149 Кодекса освобождение от НДС не применяется при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основании посреднических договоров (поручения, комиссии, агентирования), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Кодекса, предоставлена целевая специальная льгота для туроператора по НДС при продаже туристских продуктов по внутреннему и въездному туризму.
В связи с вышеизложенным, просим предоставить пояснения по вопросу:
Правильно ли мы понимаем, что поскольку турпакеты по внутреннему и въездному туризму формируются с учетом агентских договоров с третьими лицами, предоставляющими услуги размещения и перевозки и выручкой от реализации таких турпакетов у туроператора является агентское вознаграждение от поставщиков размещения и перевозки, то с учетом целевой специальной льготы у туроператора вся полученная выручка по таким турпакетам не облагается НДС?
Ответ: В связи с обращением по вопросу применения положений подпункта 39 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении туристского пакета по внутреннему и (или) въездному туризму, выручкой от реализации которого являются суммы вознаграждения, получаемые организацией на основании агентских договоров с третьими лицами, предоставляющими услуги размещения и перевозки, Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктами 19 и 28 статьи 13 Федерального закона от 31 июля 2023 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" на период с 1 июля 2023 года по 30 июня 2027 года включительно от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность, туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что туристским продуктом признается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. При этом реализацией туристского продукта является деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Кодекса, применяется в отношении туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма, реализуемого туроператором на основании договора о реализации туристского продукта.
В связи с этим предусмотренное подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Кодекса освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении туристского пакета по внутреннему и (или) въездному туризму, выручкой от реализации которого являются суммы вознаграждения, получаемые организацией на основании агентских договоров с третьими лицами, предоставляющими услуги размещения и перевозки, не применяется, поскольку в данном случае организацией осуществляется предпринимательская деятельность в интересах другого лица на основе агентских договоров.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев
Документ представлен в Системе ГАРАНТ. 13.11.2023
-
Список файлов пуст.
-
Приказ Федеральной налоговой службы от 21 октября 2024 г. № ЕД-7-3/879@
Об утверждении форм и форматов представления в электронной форме уведомлений, предусмотренных статьями 145, 145-1 и 246-1 Налогового кодекса Российской Федерации
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2001 г. N 567
Об утверждении перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость
-
Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.11.2016 № 4008
Об утверждении Порядка выдачи документа, подтверждающего целевое назначение сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 г. N 1042
Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость
-
Можно ли отказаться от льготы по НДС, указанной в пункте 2 статьи 149 НК РФ
ИП на УСН доходы с НДС 5% с января 2026 г., основной вид деятельности - 96.03 (изготовление и установка памятников). Может ли он воспользоваться льготой по НДС с 01.07.2026г. не делая при этом чеков коррекции 2 квартал 2026 г. и не корректировать декларацию по НДС за 2 квартал 2026 (уже сдана и НДС оплачен).
-
НДС 0% по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения (льгота для объектов туристской индустрии)
С 1 июля 2022 года и до 31 декабря 2030 года ставка НДС 0% применяется в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения (подп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляется отчет о доходах от оказания услуг по предоставлению мест для временного проживания (абзац первый п. 5.5 ст. 165 НК РФ).
-
Освобождение от НДС реализации сопутствующих покупных продовольственных товаров организацией общепита
При соблюдении условий подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ применим общепитом по всей номенклатуре, реализуемой кафе с залом обслуживания (собственной продукции и покупному товару)
-
Освобождение плательщиков на УСН, признанных плательщиками НДС, от исчисления НДС при оказании ими ритуальных услуг
Льгота по НДС на ритуальные услуги, предусмотренная подпунктом 8 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков, включая индивидуальных предпринимателей на УСН, независимо от того, применяют ли они общие ставки НДС или пониженные ставки 5% или 7%.
-
Критерии освобождения общепита по НДС
Освобождение от уплаты НДС (при условии соответствия критериям) можно отнести ко всей деятельности ИП или только в части общественного питания и вести учет НДС исходя из видов деятельности?
-
Признаки деятельности, относящейся к общепиту, с целью получения освобождения от НДС
ИП на УСН (доходы). Занимаемся только изготовлением и продажей суши непосредственно населению под заказ через собственный магазин или осуществляем доставку. Являемся ли мы организацией общественного питания и имеем ли право на освобождение от НДС? Если мы будем применять общеустановленные ставки НДС, являемся ли мы организацией общественного питания и имеем ли право на освобождение от НДС?
- Как заполнить раздел 7 декларации по НДС
-
Письмо Минфина России от 22 июня 2026 г. № 03-07-08/52913
О рассмотрении предложения об изменении налогообложения при оказании услуг по комиссионному договору
-
Письмо Минфина России от 11 августа 2026 г. № 03-07-07/69659
О применении НДС в случае, если сторонняя организация оказывает правообладателю программы для ЭВМ услуги по ее доработке с созданием/без создания дополнительного модуля для данной программы для ЭВМ
-
Письмо Минфина России от 10 августа 2026 г. № 03-07-11/68945
Об освобождении от налогообложения НДС операций по реализации похоронных принадлежностей
-
Письмо Минфина России от 5 июня 2026 г. № 03-07-07/48066
О применении освобождения от налогообложения НДС в отношении услуг общественного питания, оказываемых организацией в годах, следующих за календарным годом, в котором была создана данная организация
-
Письмо Минфина России от 10 июня 2025 г. N 03-07-14/56888
Об освобождении от налогообложения НДС операций по реализации туроператором туристского продукта
-
Письмо Минфина России от 21 декабря 2023 г. N 03-07-07/124607
О применении освобождения от налогообложения НДС для туроператоров при условии реализации туристских продуктов, не содержащих услуги проезда
-
Письмо Минфина России от 4 мая 2026 г. № 03-07-07/37270
О применении освобождения от налогообложения НДС в отношении услуг общественного питания
-
Письмо Федеральной налоговой службы от 23 декабря 2021 г. № СД-4-3/18111@
О порядке применения освобождения от налогообложения НДС услуг общественного питания
-
Письмо Минфина России от 8 октября 2021 г. N 03-07-07/81801
О применении организацией с 1 января 2022 г. освобождения от НДС в отношении услуг общественного питания при реализации общепитом продукции через вендинговые аппараты
-
Письмо Минфина России от 13 мая 2022 г. N 03-07-07/44019
О применении освобождения от НДС в отношении услуг общественного питания
-
Письмо Минфина России от 14 апреля 2022 N 03-07-07/34635
О применении освобождения от НДС в отношении услуг общественного питания
-
Письмо Минфина России от 27 октября 2021 г. N 03-07-07/86929
О применении организацией с 1 января 2022 г. освобождения от НДС в отношении услуг общественного питания
-
Письмо Минфина России от 25 ноября 2021 г. N 03-07-07/95283
О применении с 1 января 2022 г. НДС в отношении услуг общественного питания
-
Письмо Минфина России от 10 января 2022 г. N 03-07-07/20
О применении организацией с 1 января 2022 года освобождения от налога на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания
-
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 мая 2026 г. № ЗГ-35-20/6371@
О исправлении ставки НДС в кассовых чеках налогоплательщиками, получившими освобождение по НДС по Федеральному закону № 104-ФЗ
-
Письмо Минфина России от 10 марта 2026 г. № 03-07-11/18554
О применении НДС в отношении работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников, выполняемых (оказываемых) индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН и не имеющим оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС
-
Письмо Минфина России от 15 января 2026 г. № 03-07-07/1380
Порядок применения условия о среднемесячном размере выплат физлицам для освобождения от НДС услуг общепита
-
Письмо Минфина России от 19 декабря 2023 г. N 03-07-07/123358
Об определении среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, для применения освобождения от налогообложения НДС в отношении услуг общественного питания
-
Письмо Минфина России от 3 декабря 2025 г. № 03-07-11/117246
Об исчислении НДС управляющей компанией многоквартирными домами, применяющей упрощенную систему налогообложения, в отношении платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений
-
Письмо Минфина России от 30 июля 2021 г. N 03-07-11/61177
О критериях, дающих общепиту право на освобождение от НДС
-
Письмо Федеральной налоговой службы от 8 августа 2022 г. № СД-4-3/10286@
О порядке применения освобождения от налогообложения НДС услуг общественного питания
-
Письмо Минфина России от 12 декабря 2023 г. N 03-07-07/119809
Об определении доходов в целях использования индивидуальным предпринимателем, применяющим ЕСХН, права на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС
-
Письмо Минфина России от 20 февраля 2025 г. N 03-07-11/16040
О применении НДС организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими управление многоквартирными домами
-
Письмо Минфина России от 15 января 2024 г. N 03-07-07/1937
О применении НДС в отношении начисленной обществом комиссии по предоставленному займу в денежной форме
-
Письмо Минфина России от 21 ноября 2023 г. N 03-07-07/111461
О применении освобождения от налогообложения НДС при реализации на территории РФ медицинских изделий
-
Письмо Минфина России от 1 ноября 2023 г. N 03-07-07/104131
О применении освобождения от налогообложения НДС услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по утвержденному органом регулирования тарифов с 1 января 2024 г. предельному единому тарифу на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС
-
Письмо Минфина России от 6 октября 2023 г. N 03-07-05/95174
О применении НДС в отношении планируемых операций с ломом и отходами драгоценных металлов
-
Письмо Минфина России от 4 октября 2023 г. N 03-07-07/94335
О применении НДС при оказании услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов
-
Письмо Минфина России от 4 октября 2023 г. N 03-07-07/94217
О среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, который определяется в целях применения освобождения от налогообложения НДС при оказании услуг общественного питания
-
Письмо Минфина России от 4 октября 2023 г. N 03-07-11/94324
О ведении раздельного учета сумм НДС по приобретенным объектам основных средств, используемых для осуществления операций, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения)
-
Письмо Минфина России от 27 сентября 2023 г. N 03-07-07/92050
О применении освобождения от налогообложения НДС в отношении услуг, оказываемых брокером
-
Письмо Минфина России от 27 сентября 2023 г. N 03-07-07/92054
О применении освобождения от налогообложения НДС в отношении услуг по консультированию, оказываемых брокером в рамках брокерских договоров и не являющихся консультациями в области инвестиций
-
Письмо Минфина России от 19 июня 2023 N 03-07-07/56371
Об освобождении от уплаты НДС услуг общепита при доставке блюд по заказам
-
Письмо Минфина России от 14 февраля 2023 г. № 03-07-07/12084
Об определении количества физических лиц в целях применения освобождения от налогообложения НДС
-
Письмо Федеральной налоговой службы от 11 марта 2022 г. N ЗГ-3-3/2189@
О порядке применения освобождения от налогообложения услуг общественного питания
-
Письмо Минфина России от 22 января 2020 г. N 03-07-11/3355
О применении НДС в отношении премий (поощрительных выплат), выплачиваемых продавцом товаров покупателю за выполнение определенных условий договора, в том числе за достижение определенного объема закупок и продаж товаров
-
Письмо Минфина России от 11 ноября 2019 г. N 03-07-07/86820
О применении освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, а также о представлении налоговой декларации по НДС в случае применения данного освобождения
-
Письмо Минфина России от 1 августа 2018 г. N 03-07-14/54111
Об исчислении срока для целей освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС; о правах, обязанностях и ответственности налоговых органов и их должностных лиц.
