+7 949 317 02 91
Справка -
+7 949 317 02 91
info@gb-dnr.com
  • Текст
  • Связи
Действует c
02.12.2022
Выбор редакции
  • 02.12.2022

Налог на профессиональный доход в ДНР

Налог на профессиональный доход (далее - НПД) относится к специальным налоговым режимам, введенным в порядке эксперимента (подп. 6 п. 2 ст. 18 НК РФ) Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ. Данный эксперимент проводится с 01.01.2019 до 31 декабря 2028 года включительно.

Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход» наделил правом региональные органы власти вводить данный режим на территории своего региона путем издания самостоятельного закона субъекта.

30 ноября 2022 года Народным советом Донецкой Народной Республики принят Закон Донецкой Народной Республики № 427-IIНС от 30.11.2022г."О введении в действие на территории Донецкой Народной Республики специальногоналогового режима «Налог на профессиональный доход»", который вводится в действие с 1 января 2023 года.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ САМОЗАНЯТЫМ?

Стать плательщиками НПД вправе физические лица (регистрироваться в качестве предпринимателя не нужно), в том числе индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников по трудовому договору, которые осуществляют реализацию собственных товаров (работ, услуг, имущественных прав), при этом местом ведения их деятельности является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

Для того чтобы стать плательщиком налога  на профессиональный доход необходимо зарегистрироваться в качестве самозанятого.

Согласно разъяснениям Федеральной налоговой службы РФ, существуют следующие способы регистрации:

1. Через мобильное приложение  ФНС России «Мой налог». Его можно скачать для платформы Android через сервис Google play, а для платформы IOS - через сервис AppStore. Приложение доступно для скачивания также на сайте ФНС.

В приложение можно войти, используя ИНН и пароль, который используется при входе в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России, либо с помощью учетной записи на портале Госуслуг (www.gosuslugi.ru).

Если нет доступа к личному кабинету налогоплательщика, зарегистрироваться в приложении «Мой налог» можно по паспорту. Тогда потребуется паспорт для сканирования и проверки, а также фотография, которую можно сделать прямо на камеру смартфона.

2.Через личный веб-кабинет плательщика НПД «Мой налог», размещенный на сайте ФНС России. Для регистрации надо ввести ИНН и пароль, который используется при входе в личный кабинет налогоплательщика. Зайти в кабинет можно и с помощью учетной записи на портале Госуслуг.

3. Через уполномоченный банк. Можно обратиться в уполномоченный банк, который осуществляет информационное взаимодействие с ФНС в рамках этого специального режима (Список уполномоченных банков можно найти на сайте ФНС).

В этом случае взаимодействие с налоговым органом будет происходить через уполномоченный банк. При этом особенности регистрации и порядка взаимодействия надо будет уточнить в выбранном банке.

Граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз (Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии) тоже могут применять специальный налоговый режим НПД на тех же условиях, что и граждане России.

Граждане этих республик могут зарегистрироваться через мобильное приложение «Мой налог» или личный кабинет налогоплательщика НПД «Мой налог». Но регистрация возможна только по ИНН и паролю от кабинета налогоплательщика-физического лица. По паспорту зарегистрироваться нельзя.

Граждане других государств, не входящих в ЕАЭС, не могут применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Индивидуальные предприниматели, применяющие иные спецрежимы (УСН, ЕСХН) или общую систему налогообложения, вправе перейти на уплату НПД.

Порядок действий ИП, применяющих спецрежимы, для перехода на уплату НПД:

1. Надо встать на учет в налоговом органе в указанном выше порядке в качестве плательщика НПД.

2. В течение месяца с даты постановки на учет в качестве плательщика НПД направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения УСН, ЕСХН.

Основания для отказа в регистрации в качестве самозанятого:

имеются противоречия в представленных физлицом документах (п. 6 ст. 5 Закона N 422-ФЗ);

имеются несоответствия в представленных документах и тех, что находятся в инспекции (п. 7 ст. 5 Закона N 422-ФЗ);

физическое лицо не соответствует требованиям для применения данного налогового режима (п. 8 ст. 5 Закона N 422-ФЗ). Например, у индивидуального предпринимателя есть работники.

Виды деятельности, разрешенные при уплате НПД

Если вас интересует, какие виды деятельности подходят под самозанятость, то сразу скажем, что пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ содержит список видов деятельности и других ограничений, которые не подпадают под самозанятость. Не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Что даёт самозанятость, зачем регистрироваться?

Налоговый режим "Налог на профессиональный доход" - это первый режим налогообложения, который полностью цифровизован. Все взаимодействия с налоговыми органами, банком, клиентами осуществляются дистанционно через мобильное приложение "Мой налог" исключая всякую необходимость личного посещения.

ПЛЮСЫ НПД

 самозанятому не нужно заполнять и представлять какую либо налоговую отчетность в налоговые органы (ст. 13 Закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ) а так же вести какие то книги учета доходов

 отсутствует обязанность применения ККТ

 доходы в рамках спецрежима не облагаются НДФЛ (ч. 8 ст. 2 Закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ)

 ИП не платят НДС (исключение - "ввозной" НДС) (ч. 9 ст. 2 Закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ).

МИНУСЫ НПД

  Самозанятым запрещено иметь работников;

  Доход не должен превышать 2,4 млн. руб. в год;

  Самозанятые освобождены от обязательной уплаты пенсионных взносов за период применения НПД, но самозанятые граждане могут уплачивать пенсионные взносы самостоятельно.

  Нельзя уменьшать полученные доходы на расходы;

  Запрещено для ИП совмещать НПД с иными системами налогообложения, ну и конечно осуществлять запрещенные виды деятельности, указанные в пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ.

Ставки налога, порядок исчисления  и уплаты налога

Для специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» ставки зависят от источника дохода налогоплательщика.

В отношении доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам, ставка составляет 4 %.

В отношении доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, ставка составляет 6 %.

Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета.

Не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о сумме налога через мобильное приложение "Мой налог".

Уплатить налог необходимо не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.

Штрафы для самозанятых, применяющих НПД

1. Нарушен порядок формирования чека для покупателя. Система «Мой налог», по сути, исполняет функцию ККМ. Плательщик НПД должен передавать данные о каждом случае получения дохода в ФНС. И формировать чек для передачи покупателю.

Если это не сделать, вот вам первый повод оштрафовать самозанятого по ст. 129.13 НК РФ — за нарушение порядка выдачи чека - штраф в размере 20 процентов от суммы такого расчета. Те же деяния, совершенные повторно в течение шести месяцев, влекут взыскание штрафа в размере суммы такого расчета.

Обратите внимание: подобным нарушением порядка считается невыдача чека или выдача неправильного чека. Сроки, в которые надо выдать чек, оговорены отдельно.

2. Чек сформирован с опозданием. В какие сроки и как надо выдавать чек, прописано достаточно подробно (п. 3 ст. 14 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Если оплата производится наличными деньгами и (или) с использованием электронных средств платежа, то чек нужно выдать в момент расчета — в электронном или бумажном виде.

Интересный момент — в расчетах между самозанятым и его покупателем может быть посредник (п. 2 ст. 7, п. 2 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Видимо, имеется ввиду ситуация, когда некое лицо (критерии в законе не уточняются) набирает самозанятых и действует как агент, получая деньги и передавая самозанятым их долю.

Если в расчетах участвует посредник, то самозанятому формировать и выдавать чек не надо. Можно предположить, что заниматься выдачей чеков должен тот самый посредник (чеков из «Мой налог» или чеков ККМ — история пока тоже умалчивает).

Обо всех расчетах через посредника налогоплательщику НПД все равно нужно известить свою ФНС не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Видимо, надо все-таки выбить один чек на посредника на сумму заработанных через него денег за месяц.

Если не сформировать чек вовремя — ждите штраф по ст. 129.13 НК РФ.

Как проверяют самозанятых?

Пока налоговики не придумали ничего лучше старой доброй практики «подсадных уток». 

Например, предлагаете вы услуги помощи в домашнем хозяйстве через интернет. С вами связывается заказчик, вы приходите, что-то делаете, получаете оплату, а чек не выдаете. Ваш заказчик гордо демонстрирует вам удостоверение инспектора ФНС и далее по сюжету. Метод отработан налоговиками еще при проверке торговли за наличный расчет.

Еще возможен вариант, когда получатель услуг самозанятого окажется чем-то недоволен и «настучит» в ФНС, что данный самозанятый еще и чеки не выдает. Но, говорят, что такие случаи - редкость.

Ну и, конечно, налоговики могут запросить данные о поступлении денег на счета самозанятого и сравнить их с тем, что прошло через «Мой налог» (правда, запрос в банк возможен, когда в отношении самозанятого инициирована налоговая проверка). И если налоговая докажет, что это выручка,— поступившие суммы будут считаться доходом самозанятого.

Кстати, презумпция невиновности налогоплательщика, провозглашенная п. 6 ст. 108 НК РФ, далеко не всегда на практике срабатывает.

Если регистрации самозанятого нет

Если у вас вообще нет регистрации в качестве самозанятого и вы попались на оказании платных услуг, то штрафовать вас будут иначе — как ведущего предпринимательскую деятельность без регистрации этой деятельности и уплаты налогов с нее.

Возьмут:

НДФЛ в размере 13% от всех доходов, которые не были задекларированы. Причем если разыскать других, не подсадных ваших клиентов, не получится — налоговики могут попытаться посчитать ваш совокупный доход по среднестатистическим данным. Отбиться от этого можно, но сложно, т. к. у вас заранее проигрышная позиция перед судами: вы, ведь действительно не регистрировались и не собирались платить налоги с дохода.

Штраф по ст. 122 НК РФ размером от 20 до 40% от неуплаченной суммы налога.

Штраф по ст. 119 НК РФ за неподачу 3-НДФЛ — 5% от суммы налога, которая должна быть в ней указана (минимум — 1 000 руб., максимум — 30% от суммы налога).

Штраф по ст. 14.1 КоАП РФ, налагаемый за незаконную предпринимательскую деятельность, — пока от 500 руб. до 2 000 руб.

Признаки нелегальных схем с самозанятыми

В письме ФНС от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674 налоговый орган  разъяснил, как в рамках камеральных налоговых проверок доказать переквалификацию гражданских правоотношений в трудовые при привлечении к работе самозанятых граждан. Ведомство рекомендует учитывать сложившуюся судебную практику. Суды обращали внимания на следующие документально подтвержденные обстоятельства:

- выполнение работником лично работ определенного рода, а не разового задания заказчика;

- отсутствие в договоре конкретного объема работ (значение для сторон имеет сам процесс труда, а не достигнутый результат);

- ежемесячная оплата труда в установленном размере;

- в течение календарного года размер вознаграждения не меняется;

- работник подчиняется внутреннему трудовому распорядку, установлена дисциплинарная ответственность за его несоблюдение;

- работодатель контролирует исполнение договора и др.

Перечислены возможные доказательства наличия трудовых отношений между сторонами гражданско-правового договора. Это, например, оформленный пропуск на территорию работодателя, журнал регистрации прихода-ухода сотрудников на работу, графики работы и отпусков, документы хозяйственной деятельности работодателя, документы по охране труда.

Иными словами, все эти схемы рассмотрены в судебном порядке, признаны незаконными и получили практически официальный статус «как делать не надо».

Выявив при камеральной проверке маскировку фактических трудовых отношений налоговики применят статью 54.1 НК РФ.

Разъяснения сайта по вопросам применяемого на территории ДНР законодательства имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от вышеизложенных разъяснений, а так же вправе обратиться за получением письменного разъяснения в уполномоченный орган наделенный полномочиями по разъяснению законодательства, применяемого в Донецкой Народной Республике. ГЛАВбух ДНР

Статьи, отобранные по тегам
    Список тегов пуст.