+7 949 317 02 91
Справка -
+7 949 317 02 91
info@gb-dnr.com
  • Текст
  • Связи
Действует c
16.05.2025
Выбор редакции
  • 16.05.2025

Налоговые риски при продаже физическим лицом доли в ООО другому физическому лицу по цене, значительно ниже рыночной

ООО на ОСНО. Учредитель – физическое лицо. УК - 10000. Владение меньше 5 лет.  Продажа по номинальной стоимости 10000. Покупатель –физическое лицо. Продавец будет платить НДФЛ?

Ответ.

Если по договору купли-продажи доход равен 10 000 рублей, вычет в сумме документально подтвержденных расходов – 10 000 рублей, то не возникает обязанности по начислению и уплате налогов. 

Обоснование.jpg

Доход от продажи доли в ООО, принадлежащей физическому лицу, являясь его экономической выгодой, признается объектом налогообложения НДФЛ (п. 1 ст. 41, пп. 5 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209 НК РФ).

С 1 января 2025 года доходы, полученные физлицом - налоговым резидентом РФ, от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, облагаются по ставке НДФЛ (пп. 7 п. 6 ст. 210, п. 1.1 ст. 224 НК РФ):

- 13% - по доходам до 2,4 млн руб. включительно;

- 15% - по доходам свыше 2,4 млн руб. (до 31.12.2024 - 13% (15% - с доходов, превышающих 5 млн рублей в год)).

При определении налоговых баз, указанных в подпунктах 7 и 8 п. 6 ст. 210 НК РФ, доходы от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций уменьшаются на сумму налогового вычета, предусмотренного пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ (в части, относящейся к проданной доле (ее части) в уставном капитале российской организации).

При этом согласно п. 17.2 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, получаемые налогоплательщиком, признаваемым налоговым резидентом РФ, от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в п. 2 ст. 284.2 НК РФ, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.

Если же срок владения долей составляет менее пяти лет, то доход от ее продажи в размере стоимости, указанной в договоре, облагается НДФЛ. При реализации доли в уставном капитале физическое лицо обязано самостоятельно исчислить сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, и представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию 3-НДФЛ с учетом положений ст. 229 НК РФ (пп. 2 п. 1, пункты 2, 3 ст. 228 НК РФ).

При формировании налоговой базы по НДФЛ доходы от продажи доли должны учитываться исходя из фактической цены ее реализации (цены сделки). При этом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с ее приобретением (абзац второй пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ).

Стоит отметить, что приобретение долей участия в ООО ниже их рыночной стоимости облагается НДФЛ с 2025 года (пп. 3 п. 1 ст. 212 Н РФ). Размер НДФЛ будет рассчитываться от размера материальной выгоды, т.е. с разницы между номинальной и рыночной стоимостью доли. В соответствии с новым абз 16 п. 4 ст. 212 НК РФ рыночная стоимость доли участия в УК ООО определяется в виде стоимости чистых активов организации на последнюю отчетную дату (т.е. на 31 декабря последнего отчетного года).  

Главбух ДНР | Телеграм

 

Статьи, отобранные по тегам
    Список тегов пуст.