- Текст
- Связи
- 23.06.2025
Чаевые: бухучет, налоги, взносы
На законодательном уровне определение чаевых отсутствует. В быту чаевыми называют денежное поощрение, которое гости того или иного заведения на добровольной основе выплачивают обсуживающему персоналу. Оставить чаевые можно официанту, персоналу в гостинице, курьеру и прочим лицам, которые оказывают вам какие-либо услуги. Оставленная сумма является благодарностью за хорошо выполненную работу.
Чаевые, которые клиенты оставляют на добровольной основе выплачивают обсуживающему персоналу (в частности, перечисляя с карты на карту), в соответствии со ст. 572 ГК РФ представляют собой дарение денежных средств.
Согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ денежные средства, полученные физлицом от любого другого физлица (независимо от родства) в рамках договора дарения, освобождаются от НДФЛ. Соответственно, с чаевых НДФЛ не удерживается.
На основании п. 4 ст. 420 НК РФ выплаты в рамках гражданско-правовых договоров, предусматривающих переход права собственности (иных вещных прав) на имущество (имущественные права), не относятся к объекту обложения страховыми взносами. К подобным договорам относится договор дарения. Он может быть заключен и в устной форме (путем передачи подарка), если сторонами выступают физлица (ст. 574 ГК РФ). Таким образом, чаевые в объект обложения взносами не включаются.
Если чаевые получены не официантом лично, а поступили на счет организации (включены в чек при оплате), то организация должна включить эти суммы в свой прочий (внереализационный) доход. Способ поощрения сотрудников, которым предназначено такое вознаграждение, должен быть разработан организацией. Например, сотрудникам могут выплачиваться премии с учетом (или в сумме) чаевых. Такие выплаты облагаются НДФЛ и страховыми взносами.
Сумму чаевых, полученную организацией от клиентов, можно отнести к внереализационным доходам, облагаемым налогом, уплачиваем в связи с применением организацией соответствующей системы налогообложения.
При выплате премии с учетом (или в сумме) чаевых, являющейся частью заработной платы, НДФЛ подлежит исчислению и удержанию в общеустановленном для заработной платы порядке.
Рассмотрим вопрос учета чаевых, если они включены в чек и поступают в кассу организации или оплачены на счет организации картой.
Важно помнить! Если вы планируете включать чаевые в чек, обязательно заранее предупредить об этом гостя. Так сказано в Постановлении Правительства от 21.09.2020 № 1515, где собраны правила оказания услуг общественного питания. Согласно этим правилам, исполнитель обязан довести до сведения потребителей информацию о перечне услуг и условиях их оказания. При этом исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также добавлять в заказ иные расходы, например чаевые, не включенные в стоимость продукции.
Бухгалтерский учет
Доходы организации, в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы (п. 4 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. При этом организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований ПБУ 9/99, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
Согласно п. 12 ПБУ 9/99, выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
По нашему мнению, сумма чаевых должна учитываться рестораном в составе прочих доходов на том основании, что для признания их выручкой не соблюдаются условия, установленные п. 12 ПБУ 9/99:
- организация не имеет права претендовать на получение этих сумм;
- сумма выручки не может быть определена (клиент по своему усмотрению может заплатить чаевые, а может их и не заплатить);
- уверенность в том, что такой доход будет обязательно получен, отсутствует.
В то же время чаевые являются по смыслу платежами клиентов в адрес персонала ресторана. В таком случае если они получены не официантом лично, а поступили на счет организации, организация вправе поощрить работника, выполняющего свои трудовые обязанности, за оказанное обслуживание. Способ поощрения сотрудников, которым предназначено такое вознаграждение, должен быть разработан организацией. Например, сотрудникам могут выплачиваться премии с учетом (или в сумме) чаевых.
Премии и иные поощрительные выплаты являются частью заработной платы (часть первая ст. 129 ТК РФ). Согласно части первой ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В свою очередь, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая ст. 135 ТК РФ).
Вместе с тем трудовое законодательство не запрещает работодателю производить в пользу работников иные выплаты, не входящие в систему оплаты труда. Основания начисления таких выплат определяются организацией самостоятельно. Никаких правил относительно документального оформления выплат, не входящих в систему оплаты труда, трудовое законодательство не содержит. Скорее всего, такие выплаты надо рассматривать в качестве подарков. Если стоимость дара превышает 3000 руб., договор дарения заключается в письменной форме (п. 2 ст. 574 ГК РФ). Письменная форма договора позволит также не начислять на указанную выплату страховые взносы.
В бухгалтерском учете организации операции могут быть отражены следующими проводками:
При оплате наличными:
Дебет 50, субсчет кассы Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
При оплате картой:
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка"
- выставлен счет клиенту;
Дебет 62 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- начислен прочий доход на сумму чаевых;
Дебет 57, субсчет "Банк" Кредит 62
- отражено поступление от клиента чаевых при оплате картой через терминал;
Дебет 51 Кредит 57, субсчет "Банк"
- отражено получение денежных средств на расчетный счет за услуги ресторана.
Если сотруднику выплачивается премия, предусмотренная системой оплаты труда, то в учете организации (ресторана) отражаются следующие записи по счетам:
1) Дебет 26 (44) Кредит 70
- отражено начисление сотруднику премии (если выплата премий предусмотрена внутренними документами организации);
2) Дебет 70 Кредит 68, субсчет "НДФЛ"
- удержан НДФЛ с дохода физического лица (резидента РФ) по ставке в размере 13%;
3) Дебет 20 (26, 44) Кредит 69 (по субсчетам внебюджетных фондов)
- начислены страховые взносы;
4) Дебет 70 Кредит 50 (51)
- выплачена премия сотруднику.
Если речь идет о дарении, в учете организации, по нашему мнению, могут быть отражены следующие проводки:
1) Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 73
- денежные средства в качестве подарка учтены в составе прочих расходов (основание - приказ руководителя);
2) Дебет 70 Кредит 68
- начислен НДФЛ с суммы подарка, превышающей 4000 руб.;
3) Дебет 91 Кредит 69 (по субсчетам внебюджетных фондов)
- начислены страховые взносы (если договор дарения не заключен в письменной форме);
4) Дебет 73 Кредит 50 (51)
- денежные средства в виде подарка выплачены сотруднику.
Главбух ДНР | Телеграм
-
Список файлов пуст.
