+7 949 317 02 91
Справка -
+7 949 317 02 91
info@gb-dnr.com
  • Текст
  • Связи
Действует c
22.12.2025
Выбор редакции
  • 22.12.2025

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 ноября 2025 г. N 03-07-14/109887

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 ноября 2025 г. N 03-07-14/109887

О ведении раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в случаях осуществления налогоплательщиком операций, подлежащих налогообложению и не облагаемых этим налогом

Вопрос: Мной ранее направлялось обращение о применении 5% при применении пункта 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ, который указывает, что Налогоплательщик вправе не применять положения абзаца четвертого настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

На который получен ответ исх. N 03-07-11/93968 от 29.09.2025.

Как следует из ответа при расчете 5% следует учитывать вес расходы которые понёс налогоплательщик при финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период.

Согласно бухгалтерскому учёту, на предприятии ведутся два учета: налоговый учёт и бухгалтерский учёт, а соответственно формируются две отчетности: бухгалтерская и налоговая.

Расходы Общества отражаются на счетах бухгалтерского учета 20, 26, на основании которых формируются расходы предприятия, тогда как в налоговый учет формируются за минусом квартир, которые построены и не проданы, а соответственно налоговый учёт содержит не все расходы, понесенные обществом при осуществлении деятельности в отчетный период, а соответственно налоговый учет не отражает всех совокупных расходов, понесенных налогоплательщиком.

На основании изложенного прошу разъяснить, при исчислении 5% пункта 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ принимаются расходы согласно налоговому учету который отражает не всю совокупность расходов, или расходы принимаются согласно бухгалтерскому учету карточек счетов бухгалтерского учета 20, 26.

Ответ:

В связи с повторным обращением о порядке ведения раздельного учета сумм налог на добавленную стоимость Департамент налоговой политики сообщает.

Пунктом 4 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса предусмотрена обязанность ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товаров (работ, услуг) в случаях осуществления налогоплательщиком операций, подлежащих налогообложению и не облагаемых этим налогом.

На основании абзаца седьмого пункта 4 статьи 170 Кодекса в случае, если у налогоплательщика в налоговом периоде доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышают 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), он имеет право не вести раздельный учет и принимать к вычету в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по товаров (работ, услуг), используемым для осуществления как облагаемых данным налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций. При этом совокупные расходы на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) определяются налогоплательщиком по данным бухгалтерского учета.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель  директора Департамента
В.А. Прокаев

Консультации и аналитика
  • О необходимости раздельного учета при совмещении режимов в целях определения налоговой базы по НДС

    ИП на ОСНО. С 26.01.26 получает патент на сдачу в аренду помещения. Деньги за аренду поступают 05.02.26 с назначением платежа оплата аренды за январь. Прилетело требование сейчас о том, что необходимо включить в декларацию по НДС аренду, пропорционально дням на ОСНО, т.е. с 01.01.26 по 25.01.26. Инспектор утверждает, что именно так и нужно. Я ей говорю, что поступление во время действия патента в феврале. Но, она утверждает, что это за январь, а значит нужно разделить и включить в базу по ОСНО.

  • Распределение НДС: порядок определения пропорции по НДС в тех периодах, когда выручка отсутствует

    Как Организации распределить накопленный «входной» НДС, если в налоговом периоде будут в принципе отсутствовать операции по продаже как облагаемых, так и не облагаемых объектов, или будут совершены только облагаемые, или только необлагаемые операции?

  • Восстановление НДС при передаче товара (продукции) на благотворительные цели

    Передача продукции на благотворительность - это необлагаемая НДС операция (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ как раз говорит: если товары (работы, услуги) стали использовать для операций, не облагаемых НДС, ранее принятый к вычету налог надо восстановить. Поэтому, если вы сделали вычет по материалам, а потом часть из них пустили на изготовление продукции для передачи в благотворительных целях — налог нужно восстановить. 

Письма и разъяснения
  • Письмо Минфина России от 4 октября 2023 г. N 03-07-11/94324

    О ведении раздельного учета сумм НДС по приобретенным объектам основных средств, используемых для осуществления операций, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения)