Информационная поддержка
071-317-02-91
Техническая поддержка
071-330-16-83
Редакция: 15.09.2022
Добавить в избранное
Редакция: 15.09.2022
Приказ Министерства транспорта Донецкой Народной Республики № 247 от 15.09.2022г.
+

Приказ Министерства транспорта Донецкой Народной Республики № 247 от 15.09.2022г.

Об утверждении Примерной инструкции для слесаря по ремонту и техническому обслуживанию дорожно-строительных машин ПИ ДНР 0.00.0-5.09-22

С целью установления основных требований безопасности по ремонту и техническому обслуживанию дорожно-строительных машин, на основании статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об охране труда», пункта 1.5, пункта 7.2 Порядка разработки и принятия инструкций по охране труда утвержденного приказом Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 23 декабря 2015 года № 527, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 21 января 2016 года, регистрационный № 903 руководствуясь подпунктом 3.1.22 пункта 3.1 раздела III Положения о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 22 декабря 2021 года № 103-6,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Примерную инструкцию по охране труда для слесаря по ремонту и техническому обслуживанию дорожно-строительных машин ПИ ДНР 0.00.0-5.09-22 (прилагается).

2. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. Министра                                                                                                        Д.В. Подлипанов

Согласована Государственным Комитетом горного и технического надзора Донецкой Народной Республики (письмо от 02.09.2022г. № 04-7/23/1-159/2262)

Утверждена Приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики № 247 от 15.09.2022г.

ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН ПИ ДНР 0.00.0-5.09-22

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Примерная инструкция по охране труда для слесаря по ремонту и техническому обслуживанию дорожно-строительных, машин ПИ ДНР 0.00.0-5.09-22 (далее - Инструкция) предусматривает основные требования безопасности по ремонту и техническому обслуживанию дорожно-строительных машин.

1.2. На основании настоящей Инструкции работодатели, с учетом специфики и конкретных условий труда, разрабатывают и утверждают в установленном порядке инструкцию по охране труда для слесаря по ремонту и техническому обслуживанию дорожно-строительных машин.

С учетом специфики и конкретных условий труда работодатель определяет, какие еще виды работ будут выполняться слесарем по ремонту и техническому обслуживанию дорожно-строительных машин и дополнительно разрабатывает инструкции по охране труда (по видам работ).

1.3. К самостоятельной работе слесарем по ремонту и техническому обслуживанию дорожно-строительных машин (далее - слесарь) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке:

предварительный медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья;

вводный инструктаж по вопросам охраны труда;

первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда или специальное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда (при условии выполнения работ с повышенной опасностью);

стажировку на рабочем месте от 2 до 15 смен (в зависимости от стажа, характера работы, а также от квалификации работника).

К работе с использованием электроинструмента допускаются слесари, имеющие II группу по электробезопасности.

1.4. Выполнять работы с повышенной опасностью слесарь имеет право только после прохождения специального обучения и проверки знаний соответствующих нормативных правовых актов по охране труда.

1.5. Слесарь, направленный для выполнения несвойственных его профессии работ, при условии, что работы не являются работами с повышенной опасностью, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

1.6. В процессе работы слесарь обязан:

соблюдать требования охраны труда;

знать и выполнять требования нормативных правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства;

пользоваться и правильно применять средства коллективной и индивидуальной защиты;

проходить периодические медицинские осмотры;

не реже одного раза в год проходить специальное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда (при условии выполнения работ с повышенной опасностью);

не реже одного раза в три месяца проходить повторные инструктажи по охране труда;

проходить внеплановые и целевые инструктажи по охране труда.

1.7. Слесарь, не прошедший своевременно медицинский осмотр, инструктажи по охране труда и проверку знаний по вопросам охраны труда, к работе не допускается.

1.8. Основными опасными и вредными производственными факторами при выполнении работ по ремонту и техническому обслуживанию дорожно-строительных машин для слесаря являются:

наезды дорожно-строительных машин;

осколки металла, отлетающего при рубке металла;

острые кромки деталей, узлов, агрегатов, инструмента и приспособлений;

падение вывешенных частей дорожно-строительных машин;

падение на поверхности с высоты (эстакады, подножки и т.п.);

падение в осмотровую канаву;

падение деталей, узлов, агрегатов, инструмента;

движущиеся части узлов и агрегатов;

поражение электрическим током;

наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (оксид углерода и т.п.);

пониженная температура воздуха рабочей зоны в холодный период года;

недостаточная освещенность в процессе работы;

неудобная рабочая поза.

1.9. Слесарь обеспечивается специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (Приложение).

Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы слесаря, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.

Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ), которые не имеют сертификата соответствия, а также с истекшим сроком годности, к применению не допускаются.

1.10. Слесарь должен:

соблюдать установленный Правилами внутреннего трудового распорядка режим труда и отдыха. Продолжительность его рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю;

не приступать к выполнению работ (находиться на рабочем месте) в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических или токсических веществ, в болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных препаратов, снижающих быстроту реакции и внимание;

выполнять только ту работу, которая предусмотрена его рабочей инструкцией, которой он обучен, и о выполнении которой он проинструктирован;

содержать в исправном состоянии и чистоте механизмы, приспособления, инструмент;

применять в процессе работы средства малой механизации по назначению и в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

поддерживать порядок на рабочем месте;

не размещать беспорядочно агрегаты, запчасти, инструмент;

соблюдать правила перемещения в помещениях и на территории предприятия, других местах производства работ;

обращать внимание на знаки безопасности и выполнять их требования;

не выполнять работы на рабочих местах, не отвечающих требованиям безопасности;

пользоваться только установленными проходами: пешеходными дорожками, тротуарами, переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву - специально установленными для этой цели лестницами;

при выходе из здания, переходе дорог, используемых на территории предприятия - убедиться в отсутствии движущегося транспорта.

1.11. Слесарь при выполнении работы должен соблюдать требования санитарных норм и правила личной гигиены:

принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах;

пить воду только из специально предназначенных для этого кулеров или бутилированную питьевую воду;

использовать моющие средства пригодные к употреблению на кожных покровах, ветошь для вытирания рук от горюче-смазочных материалов;

содержать в исправном состоянии и чистоте средства индивидуальной защиты.

1.12. Техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительных машин проводятся на специально отведенных участках, рабочих местах (постах), оснащенных необходимым оборудованием, устройствами, инструментом, приборами согласно нормативно-технологической документации.

1.13. На территории полевых парков обслуживания дорожно-строительных машин (в полевых условиях) проходы между установленными для обслуживания дорожно-строительными машинами должны быть:

не менее 06 м - между стоящими друг за другом дорожно-строительными машинами;

не менее 0,8 м - между продольными сторонами стоящих дорожно-строительных машин.

Территория должна быть очищена от сухой травы, опахана или окопана вокруг полосой шириной в 1 м. Стоянки следует располагать на расстоянии не менее 10 м от древонасаждений, зрелых посевов на корню и различных построек. На стоянках запрещается курить, разводить костры и выполнять различные ремонтные работы, связанные с применением открытого огня.

На стоянке также должны находиться огнетушители и ящик с песком.

1.14. При полевом ремонте дорожно-строительных машин необходимо принять меры, исключающие возможность их самопроизвольного перемещения.

При установке дорожно-строительных машин на площадке с уклоном более 1% под колеса необходимо установить упорные колодки.

1.15. При проведении технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин как на местах их использования, таки в мастерских дорожных организаций, не допускается слив отработанного масла, рабочих жидкостей и других нефтепродуктов, а также моющих составов на землю и в водные бассейны; сжигание использованных обтирочных материалов и нефтепродуктов.

Отработанные нефтепродукты должны собираться в тару, использованный обтирочный материал в специальные железные закрытые крышкой ящики.

Пролитые нефтепродукты должны быть засыпаны песком, а пропитанный ими песок собран в специальный контейнер, и по мере наполнения контейнера вывезен с территории в специально отведенное место.

1.16. Дорожно-строительные машины, агрегаты и детали перед ремонтом должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.

Мойка дорожно-строительных машин, агрегатов, узлов и деталей должна производиться в специально отведенных помещениях или на открытых площадках.

Не допускается:

применять бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости неизвестного состава для протирания автомобилей, обезжиривания и мойки деталей, узлов и агрегатов;

пользоваться открытым огнем в помещении для мытья деталей горючими жидкостями.

1.17. При мойке агрегатов, узлов и деталей нужно соблюдать следующие требования:

на рабочем месте, где производится мойка, должна быть вывешена таблица с указанием состава, концентрации и температуры моющего раствора;

концентрация щелочных растворов должна быть не более 2-5%;

после мытья щелочными растворами требуется обязательная промывка горячей водой;

детали, узлы и агрегаты необходимо доставлять на пост мойки и загружать в моечные установки механизированным способом.

1.18. Работы, связанные со снятием и установкой агрегатов, должны выполнять два слесаря по ремонту дорожно-строительных машин. Допускается вместо одного слесаря работать машинисту при соответствующей подготовке и обязательном инструктаже по охране труда при выполнении этих работ.

1.19. Если слесарю требуется выполнять работы в паре с другим работником, необходимо заранее согласовать последовательность выполнения работ.

1.20. Слесарь, проводящий проверку технического состояния, обслуживание и ремонт дорожно-строительных машин на осмотровых канавах, подъемниках и эстакадах, должен работать в защитной каске.

1.21. При работах, во время которых могут отлетать клепка, чеканка или осколки слесарь должен надевать защитные очки.

1.22. Выполнение требований настоящей Инструкции является обязательным для слесаря. Нарушение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.

II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Слесарь перед началом работы обязан:

надеть, спецодежду, спецобувь;

получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ.

После получения задания:

подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность;

подготовить к работе рабочее место, убрать ненужные предметы, убедиться, что территория рабочей зоны находится в безопасном состоянии;

проверить, достаточно ли освещено рабочее место;

подобрать инструмент, оборудование и технологическую оснастку, необходимые при выполнении работы, проверить их исправность и соответствие требованиям безопасности.

2.2. При проверке используемого в работе инструмента слесарь должен обращать внимание на следующие требования.

2.2.1. Ручной инструмент не должен иметь:

на рабочих поверхностях повреждений (выбоин, сколов, трещин, заусенцев, наклепа и перекаленных рабочих поверхностей);

на боковых гранях в местах зажима их рукой заусенцев и острых ребер;

на деревянных поверхностях ручек сучков, заусенцев, трещин; поверхность должна быть гладкой.

2.2.2. Все инструменты, имеющие заостренные концы для насаживания рукояток (напильники, отвертки, стамески и т.п.), должны иметь ручки, отвечающие размерам инструмента, с бандажными кольцами.

2.2.3. Молотки и кувалды должны быть надежно насажены на деревянные ручки и плотно заклинены мягкими, стальными заершенными клиньями.

Ручки молотков и кувалд должны быть изготовлены из твердых и вязких пород сухого дерева и насажены под прямым углом по отношению к оси бойка. Запрещается применение ручек из мягких или толстослойных пород дерева.

Ручка должна быть прямой, овального сечения с незначительным утолщением к ее свободному концу.

Длина ручек слесарных молотков должна быть в пределах 300-400 мм в зависимости от веса.

2.2.4. Зубила должны быть длиной не менее 150 мм, а оттянутая часть зубила - 60-70 мм. Режущая часть зубила должна иметь прямую или слегка выпуклую линию.

2.2.5. Лезвие отверток должно по толщине отвечать ширине шлица в головке винта.

2.2.6. Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин и забоин, плоскости зева ключей должны быть параллельными и не должны быть закатанными.

Разводные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.

2.2.7. Слесарные тиски должны быть в полной исправности, крепко захватывать зажимаемое изделие, иметь на губках несработанную насечку, отсутствие люфта.

2.2.8. Зенкеры, сверла и тому подобный вставной инструмент должны быть правильно заточены и не иметь трещин, выбоин, заусенцев и других дефектов. Хвостовики этого инструмента не должны иметь неровностей, скосов, трещин и других повреждений, должны быть крепко пригнанными и правильно центрированными.

2.3. Перед началом выполнения работ с ручным электрифицированным инструментом (далее - электроинструмент) необходимо проверить:

дату проведения последней периодической проверки электроинструмента. Электроинструмент подлежит периодической проверке не реже одного раза в 6 месяцев;

соответствие напряжения и частоты тока электрической сети напряжению и частоте электродвигателя электроинструмента, указанным на табличке;

исправность кабеля и штепсельной вилки, целостность изоляционных деталей корпуса, рукоятки и крышек щеткодержателей, наличие защитных кожухов и их исправность;

надежность закрепления рабочего исполнительного инструмента (ключей насадок, сверл и т.п.);

четкость работы выключателя;

работу на холостом ходу;

исправность цепи заземления между корпусом электроинструмента и заземляющим контактом штепсельной вилки - для электроинструмента класса.

2.4. При использовании переносных ручных электрических светильников (далее - светильники) проверить включением исправность лампы, патрона, а также убедиться внешним осмотром в исправности кабеля (шнура), его защитной трубки и штепсельной вилки, защитной сетки, крючка для подвески и шлангового провода с вилкой.

Сетка должна быть укреплена на рукоятке винтами или хомутами. Патрон должен быть встроен в корпус светильника так, чтобы токоведущие части патрона и цоколя лампы были недоступны для прикосновения.

2.5. Перед началом выполнения работ с пневматическим инструментом слесарь должен проверить:

дату проведения последней периодической проверки пневматического инструмента. Пневматический инструмент подлежат периодической проверке не реже одного раза в 6 месяцев;

рабочую часть пневматического инструмента, она должна быть правильно заточена, не иметь повреждений, трещин, выбоин и заусениц;

хвостовик не должен иметь неровностей, плотно пригнан и правильно центрирован;

корпус пневматического инструмента не должен иметь трещин;

резиновые шланги должны быть без повреждений;

присоединения шлангов к пневматическому инструменту и соединения между собой должны быть прочными, не пропускать воздух. Крепление шланг должно быть выполнено с помощью ниппелей, штуцеров и стяжных хомутов.

Пневматический инструмент перед началом работы должен быть проверен на холостом ходу.

2.6. Обо всех выявленных недостатках и неисправностях слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю.

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

3.1. В процессе работы слесарь обязан соблюдать следующие требования:

при ремонте или техническом обслуживании дорожно-строительных машин повесить на рулевое колесо или рычаг машины табличку: «Двигатель не пускать - работают люди!»;

выполнять работы по ремонту или техническому обслуживанию дорожно-строительных машин при неработающем двигателе, за исключением работ по регулировке карбюратора, проверке электрооборудования и тормозной системы;

залезать под дорожно-строительную машину и вылезать из-под нее следует со стороны, противоположной проезду, а находясь под дорожно-строительной машиной, следует размещаться вдоль между колесами или гусеницами;

в случае необходимости выполнения работ под дорожно-строительной машиной, находящейся за пределами осмотровой канавы, подъемника, эстакады, слесарь должен пользоваться лежаком;

не оставлять инструмент и детали на дорожно-строительной машине (раме, агрегатах, подножках и т.д.);

разборку и сборку агрегатов выполнять в стационарных или передвижных мастерских только на специальных стендах, оснащенных устройствами закрепления;

не поднимать (вывешивать) дорожно-строительную машину за буксирные устройства (крюки) путем захвата их тросами, цепями или крюком подъемного механизма;

не поднимать (даже кратковременно) грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма;

не производить работы на отдельных узлах дорожно-строительных машин, поднятых грузо-подъемным механизмом;

не подкладывать под вывешенные части дорожно-строительных машин вместо подставок (козелков) случайные предметы;

заблокировать сборочные единицы дорожно-строительных машин, агрегатов, которые могут перемещаться под действием собственной массы (спустить на опоры, подложить противооткатные упоры);

транспортировать агрегаты на тележках, которые оборудованы устройствами, предотвращающими их падение;

при выполнения работ под дорожно-строительной машиной пользоваться лежаком.

3.2. В зоне технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин слесарю не допускается:

применять бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости неизвестного состава для протирания дорожно-строительных машин, обезжиривания и мойки деталей, узлов и агрегатов;

проводить работы с открытым огнем без специального разрешения и принятия мер противопожарной безопасности;

заправлять дорожно-строительные машины топливом;

загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (деталями, узлами, агрегатами, тарой и т.п.);

устанавливать дорожно-строительные машины с открытыми горловинами баков и при наличии течи из топливной системы.

3.3. Снятые с дорожно-строительных машин детали, узлы и агрегаты слесарь должен устанавливать на специальные стойки-подставки, а длинные детали - укладывать на горизонтальные стеллажи.

Снятие и установка деталей, узлов и агрегатов, требующие больших физических усилий или связанные с неудобством и опасностью, слесарь должен выполнять с помощью специальных съемников и других приспособлений, обеспечивающих безопасность при выполнении этих работ.

Размеры конструкции съемников должны соответствовать размерам снимаемых деталей.

3.4. При выполнении работ гаечными ключами слесарь должен подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку.

Не допускается:

поджимать гайку рывком;

устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов;

наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа.

3.5. Слесарь должен проверять соосность отверстий в соединениях агрегатов, узлов и деталей при помощи конусной оправки, не допускается проводить проверку пальцами.

3.6. При выполнении работ зубилом или другим рубящим инструментом слесарь должен пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.

Не допускается стоять напротив обрубаемого конца заготовки.

3.7. Запрессовку и выпрессовку деталей с тугой посадкой слесарю требуется выполнять прессами, винтовыми и гидравлическими съемниками. Прессы должны быть укомплектованы набором конусной оправки для различных деталей, которые выпрессовываются или запрессовываются. Не допускается применение случайных предметов. В отдельных случаях можно применять выколотки и молотки с наконечниками и конусными оправками из мягкого металла.

При запрессовке и выпрессовке деталей на прессе не допускается поддерживать детали рукой.

3.8. При работе с пневматическим инструментом слесарь должен выполнять следующие требования:

выполнять только ту работу на пневматическом инструменте, для которой он предназначен;

работать на исправном пневматическом инструменте;

перед присоединением гибкого трубопровода к инструменту спустить конденсат из воздушной магистрали и продуть гибкий трубопровод сжатым воздухом;

подключать гибкие трубопроводы пневмоинструмента к трубопроводам сжатого воздуха ТОЛЬКО через вентили, установленные на воздухораспределительных коробках или отводах от магистрали;

подавать воздух только после установки инструмента в рабочее положение;

следить, чтобы не было утечки воздуха в местах присоединения гибкого трубопровода;

применять вставной инструмент с хвостовиком, соответствующим размерам втулки ствола;

при работе с тяжелым пневмоинструментом подвешивать его на специальные подвески;

обрабатываемые изделия устанавливать устойчиво, согласно технологической карте;

при работе шлифовальным кругом убедиться в его исправности и надежности крепления;

следить, чтобы пневмошланги не пересекались с кабелями и гибкими трубопроводами сварочной аппаратуры, тросами, а также не соприкасались с горячими и масляными поверхностями;

устанавливать и снимать вставной инструмент, а также его регулировать только после полной остановки шпинделя и отключения от магистрали;

не допускать попадания подводящего гибкого трубопровода под режущую часть инструмента;

при прекращении подачи воздуха или временном перерыве в работе перекрыть вентиль воздушной магистрали и вынуть вставной инструмент, а на сверлильных машинах перевести пусковую муфту в нерабочее положение;

при длительных перерывах пневмоинструмент уложить в специально предназначенное место;

в случае срыва гибкого трубопровода немедленно выключить подачу сжатого воздуха.

3.8.1. При работе пневмоинструментом слесарь не должен:

присоединять воздушный шланг к пневмоинструменту при открытом кране воздушной магистрали;

тормозить вращающийся шпиндель нажимом на него каким-либо предметом или руками;

стоять во время работы на обкатываемом изделии;

обрабатывать деталь, находящуюся на весу или свисающую с упора;

использовать массу тела для создания дополнительного давления на инструмент;

работать у неогражденных или незакрытых люков и проемов, а также с переносных лестниц, стремянок и незакрепленных подставок;

самостоятельно устранять неисправности пневматического инструмента (необходимо сдавать его в ремонт);

переносить его, держа за шланг;

оставлять без присмотра, подвергать его ударам;

применять подкладки при наличии люфта во втулке;

держать за вставной инструмент;

приступать к зачистке неостывших сварных швов;

вырубать канавки при направлении рабочей части инструмента на себя;

удалять стружку из отверстий и от вращающегося режущего инструмента руками (для этого необходимо применять специальные крючки или щетки);

работать со сверлильным и другим вращающимся инструментом в рукавицах;

держать руки и лицо вблизи вращающегося инструмента;

прекращать подачу сжатого воздуха перекручиванием и перегибанием шланга;

снимать с машины средства виброзащиты, управления, глушитель шума;

пользоваться погнутыми оправками, шпинделями и шпильками, а также забитыми шайбами;

крепить абразивный круг без картонных прокладок;

снимать защитные кожухи с машинок, работающих абразивными кругами;

работать боковыми (торцовыми) поверхностями круга, если он не предназначен для этого вида работ;

направлять струю воздуха на себя или на других работников.

3.8.2. При работе пневмоинструментом слесарь должен применять средства индивидуальной защиты:

при работе пневмозубилом, шлифовальной машинкой и другими подобными инструментами пользоваться защитными очками или щитком для защиты глаз и лица;

при работе ударным и рубящим инструментом пользоваться противошумными наушниками.

3.9. При выполнении работ электроинструментом слесарь должен соблюдать следующие требования:

включать электроинструмент только в специальную розетку (разъем), установленную электромонтером;

при перерывах в работе и при переходе на другое место работы электроинструмент должен быть выключен.

не исправлять или регулировать электроинструмент самостоятельно – его следует сдать в ремонт.

3.9.1. Работа электроинструмента должна быть немедленно прекращена при:

заедании или заклинивании рабочей части, выключателя;

повреждении рабочей части электроинструмента;

перегреве электродвигателя;

повреждении штепсельного соединения, кабеля или его защитной трубки;

повреждении крышки щеткодержателя;

искрении щеток на коллекторе, сопровождающемся появлением кругового огня на его поверхности;

вытекании смазки из редуктора или вентиляционных каналов;

появлении дыма или запаха, характерного для горящей изоляции;

появлении повышенного шума, стука, вибрации;

поломки или появлении трещин в корпусной детали, рукоятке, защитном ограждении;

исчезновении электрической связи между металлическими частями корпуса и нулевым защитным штырем штепсельной вилки.

3.9.2. Не допускается переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся деталей электрического инструмента до их остановки.

3.9.3. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электросети.

3.9.4. Для выполнения работ в помещениях с повышенной опасностью и в особо опасных помещениях слесарь должен применять светильники с напряжением не выше 42 В.

3.9.5. При наличии особо неблагоприятных условий, а именно: когда опасность поражения электрическим током усугубляется теснотой, неудобным положением при выполнении работ, соприкосновением с большими металлическими заземленными поверхностями, применять светильники напряжением не выше 12 В.

3.9.6. При работе с электроинструментом с напряжением выше 42 В слесарь должен пользоваться защитными средствами (диэлектрические перчатки, боты, диэлектрические коврики, деревянные сухие трапы).

3.10. Слесарь должен устанавливать домкраты на прочную и устойчивую деревянную подкладку, высота подъема домкрата должна соответствовать необходимой высоте подъема машины и ее частей. При подъеме груза с гладкой (шлифованной) поверхностью между грузом и головкой домкрата следует класть деревянную прокладку.

3.10.1. В процессе работы домкратом слесарю не допускается:

использовать домкраты, в которых резьба винта или гайки изношена более чем на 20%;

поднимать груз массой, превышающей грузоподъемность домкрата (в этом случае применять несколько домкратов).

3.11. В процессе работы при подъеме и опускании груза слесарь должен следить за состоянием и устойчивостью домкрата и груза. При появлении просачивания масла или жидкости между корпусом и поршнем домкрата или в других его частях работу необходимо прекратить, так как течь свидетельствует о превышении массы груза над грузоподъемностью домкрата.

3.12. Под вывешенные части дорожно-строительной машины с помощью домкратов для осмотра, выполнения технических работ и ремонта должны быть установлены подставки (козелки).

3.12.1. Подставки (козелки) под вывешенные части дорожно-строительной машины должны устанавливаться в местах, которые указаны в технологической документации, документации по эксплуатации транспортного средства.

3.12.2. На каждой подставке (козелке) должна быть указана предельно допустимая нагрузка.

3.13. При обслуживании и ремонте дорожно-строительных машин с высокой платформой слесарь должен пользоваться специальными лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 300 мм. Применение приставных лестниц не допускается.

3.14. При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, слесарь должен проверить, выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных машин), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение. После окончания работ - затянуть рычаг тормозной системы и включить первую передачу.

3.15. При ремонте дорожно-строительных машин слесарь должен снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний мосты, раму с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных исправными инвентарными захватными приспособлениями.

3.16. При замене или доливке масел и жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки слесарь должен открывать и закрывать только предназначенным для этой цели инструментом.

При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.

Труднодоступные точки смазки необходимо смазывать при помощи наконечников с гибким шлангом или наконечников с шарнирами.

Для подачи смазки в высоко расположенные масленки необходимо пользоваться стандартной подставкой под ноги в осмотровой канаве.

3.17. Для предотвращения возникновения пожара на рабочем месте слесарю не допускается:

скапливать на двигателе, картере, глушителе дорожно-строительных машин грязь и масла;

эксплуатировать неисправные приборы системы питания дорожно-строительных машин;

производить ремонт топливной системы при работающем или горячем двигателе, включенном зажигании;

пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправности механизмов и систем, подогревать двигатель открытым огнем;

применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;

оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом или топливом использованные обтирочные материалы;

курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

3.18. Выполнение работ должно быть прекращено при:

потере устойчивости узлов и агрегатов дорожно-строительных машин во время ремонта;

неисправностях технологической оснастки, инструмента (гаечных ключей, слесарных молотков, кувалд, зубил, кернов), указанных в инструкциях заводов-изготовителей по их эксплуатации, при которых не допускается их применение;

неисправностях оборудования, инструментов и механизмов – заедании или заклинивании рабочей части, перегреве двигателя, запахе жженой изоляции или резины;

недостаточной освещенности рабочих мест;

возникновении пожара.

3.19. Слесарь обязан немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о несчастном случае или внезапном заболевании, фактах нарушения технологического процесса, выявленных неисправностях оборудования, устройств, инструмента, средств защиты и о других опасных и вредных производственных факторах, угрожающих жизни и здоровью.

IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

4.1. По окончании работы слесарь обязан:

отключить от электросети электрооборудование;

выключить местную вентиляцию;

очистить и убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.

4.2. Привести в порядок рабочее место:

пролитые легковоспламеняющиеся и горючие материалы убрать с применением песка;

использованные  обтирочные материалы (ветошь) сложить в металлические ящики с крышками;

отходы производства, отработанные материалы, мусор, непригодные детали, узлы и агрегаты убрать на специально отведенные площадки.

4.3. Снять и убрать средства индивидуальной защиты в специально отведенное для этого место, вымыть руки и лицо с мылом, по возможности принять душ.

4.4. О выявленных в процессе работы неисправностях сообщить своему непосредственному руководителю.

V. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. Основные аварийные ситуации:

инцидент (авария), вызванный поломкой (отказом) оборудования;

разлив нефтесодержащих жидкостей

пожар (возгорание);

несчастный случай (травмирование работника).

Инцидент и авария являются следствием нарушения технологического режима работы, принудительного или непроизвольного (неконтролируемого) выхода параметров за допустимые безопасные пределы, несоблюдения требований безопасности.

Разлив является следствием нарушения герметичности сосудов, трубопроводов, подземных и надземных коммуникаций, тары, а также неаккуратных действий персонала (как правило, связанных с нарушением требований безопасности при работе с опасными веществами).

Пожар (возгорание) происходит по причине несоблюдения требований пожарной безопасности, замыкания электропроводки транспортного средства, возгорания шин автомобиля при движении, возгорания топливной системы.

Несчастный случай (травмирование работника) происходит при нарушении требований безопасности при выполнении работ, использовании инструмента, применении машин и механизмов.

5.2. При инциденте (аварии), вызванном отказом оборудования, потерей устойчивости узлов и агрегатов автомобильной техники, и других аварийных ситуациях слесарь обязан:

прекратить проведение работ;

обесточить электрооборудование;

убедиться в отсутствии дальнейшей опасности, утечки газа, опасных веществ.

Немедленно доложить непосредственному руководителю.

По возможности сохранить обстановку, оградить место инцидента (аварии), не допускать нахождения людей в опасной зоне.

5.3. При обнаружении признаков пожара (возгорания) немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть по телефону 101, назвать адрес объекта, место пожара, ФИО звонящего.

Немедленно сообщить о пожаре руководителю.

В случае отсутствия угрозы жизни или здоровью принять меры по тушению пожара и эвакуации материальных ценностей.

5.4. О каждом несчастном случае с ним, или очевидцем которого он был, слесарь должен немедленно сообщать непосредственному руководителю, пострадавшему оказать первую помощь, вызвать скорую медицинскую помощь.

Чтобы грамотно оказать первую помощь важно соблюдать следующую последовательность действий:

5.4.1. Убедиться, что при оказании первой помощи вы не подвергаете себя опасности.

5.4.2. Обеспечить безопасность пострадавшему и окружающим.

5.4.3. Проверить наличие у пострадавшего признаков жизни (пульс, дыхание, реакция зрачков на свет) и сознания.

Для проверки дыхания необходимо запрокинуть голову пострадавшего, наклониться к его рту и носу и попытаться услышать или почувствовать дыхание.

Для обнаружения пульса необходимо приложить подушечки пальцев к сонной артерии пострадавшего.

Для оценки сознания необходимо (по возможности) взять пострадавшего за плечи, аккуратно встряхнуть и задать какой-либо вопрос.

5.4.4. Оказание первой помощи:

при отравлении парами нефтепродуктов пострадавшего вынести на свежий воздух, расстегнуть стесняющую одежду;

при попадании бензина вовнутрь, необходимо промыть желудок;

 при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану;

при подозрении на закрытый перелом наложить шину;

при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину;

при ожогах наложить сухую повязку;

провести восстановление проходимости дыхательных путей;

провести сердечно-лёгочную реанимацию;

другие мероприятия.

Заведующий сектором охраны труда                                                               Р.А. Крачковская

НАВЕРХ