Информационная поддержка
071-317-02-91
Техническая поддержка
071-330-16-83
Редакция:
Добавить в избранное
Редакция:
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 ноября 2018 г. N 03-07-14/82255
+

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 ноября 2018 г. N 03-07-14/82255

Об уплате НДС при приобретении российской организацией у иностранного физического лица услуг, местом реализации которых признается территория РФ

Вопрос: В планах налогоплательщика учредить некоммерческую организацию для осуществления выставочной деятельности. Цель - это временный ввоз на территорию России собраний культурных ценностей и экспонирование их на территории России (билеты на выставку будут платными). В связи с этим у налогоплательщика возник вопрос, а именно: при получении картин, скульптур или иных предметов искусства во временное пользование на возмездной основе (владельцы, как правило, требуют денежные средства за предоставление предметов искусства) от иностранных граждан или организаций, будет ли организованная им некоммерческая организация являться налоговым агентом по отношению к владельцам предметов искусств с обязанностью оплаты НДС и налога на доходы за владельцев предметов искусств.

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации услуг в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Так, согласно подпункту 4 пункта 1 данной статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом необходимо иметь в виду, что на основании статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендой имущества признается предоставление имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

На основании положений статьи 161 Кодекса при реализации услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается российской организацией, выступающей в качестве налогового агента.

Согласно статье 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели.

Учитывая изложенное, при приобретении российской организацией услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранного физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем по законодательству Российской Федерации, данной российской организации уплачивать налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не следует.

В случае, если услуги по аренде движимого имущества, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, оказываются иностранной организацией, российская организация, приобретающая такие услуги, исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента на основании пунктов 1 и 2 статьи 161 Кодекса.

По вопросу применения налога на доходы физических лиц сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 209 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса объектом налогообложения физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации. При этом согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса доходы в виде вознаграждения, в частности, за оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

Таким образом, доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, от оказания услуг в Российской Федерации подлежат налогообложению в Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 226 Кодекса установлено, что организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. В связи с этим российская организация, выплачивающая иностранному физическому лицу вознаграждение за оказанные услуги, признается налоговым агентом в отношении таких доходов физического лица и, соответственно, должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном статьей 226 Кодекса.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента                                                                 О.Ф. Цибизова

[Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 7 декабря 2018 г. N 48, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 14 января 2019 г. N 1. Источник: информационный правовой портал Гарант]

НАВЕРХ