+7 949 317 02 91
Справка -
+7 949 317 02 91
info@gb-dnr.com
  • Текст
  • Связи
Действует c
12.05.2025
Выбор редакции
  • 12.05.2025

Предпринимательский и личный доход при сдаче в аренду имущества

Сотрудник сдает своему работодателю (ИП) в аренду грузовой автомобиль для развозки товара покупателям. Сотрудник хочет открыть ИП для сдачи в аренду коммерческой недвижимости. Как это учитывать при удержании с него НДФЛ?  Не будет ли сдача им авто в аренду, как физлицом, рассматриваться, как доход от предпринимательской деятельности?

Ответ.

Если гражданин получает доходы от использования или реализации имущества, то он уплачивает НДФЛ.

Если гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), получает доходы от использования или от реализации имущества, то он уплачивает налоги в соответствии с применяемым им режимом налогообложения. При этом в налоговую базу по налогам, которые он уплачивает в качестве ИП, должны включаться доходы, которые считаются доходами от предпринимательской деятельности.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику (ст. 608 ГК РФ). При этом, гражданин может осуществлять деятельность по сдаче имущества в аренду, как физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, так как закон не содержит требование об обязательной регистрации физического лица в качестве ИП как необходимое условие сдачи в аренду принадлежащего ему имущества.

При этом, если указанный гражданин занимается сдачей в аренду принадлежащего ему на праве собственности имущества на постоянной основе, подобная деятельность может быть квалифицирована, как предпринимательская. В этом случае, согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица, только с момента государственной регистрации в качестве ИП.
Осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП, в зависимости от обстоятельств, может явиться основанием для привлечения его к административной (п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ).

Учитывая вышеизложенное, для разграничения деятельности физического лица в качестве ИП от его же деятельности как «обычного» физлица с точки зрения налогообложения важно определить принадлежность конкретного дохода, т. е. наличие признаков, указывающих на то, что доход относится к предпринимательской (либо не предпринимательской) деятельности.

При этом, арендатор должен ориентироваться при исполнении договора аренды на статус физического лица, который он указал в договоре.

Заключая договор аренды на грузовой автомобиль сотрудник не отразил, что он сдает его в аренду в рамках предпринимательской деятельности в статусе индивидуального предпринимателя. Для арендатора установлена обязанность определить статус физического лица в отношении получаемого им дохода, если он физическое лицо фигурирует в договоре аренды как индивидуальный предприниматель. Если физическое лицо сдает в аренду имущество без указания в договоре, что он сдает его в аренду в рамках предпринимательской деятельности, то арендодатель не обременен нормами российского законодательства на проверку наличия у физического лица -  арендодателя регистрации как субъекта предпринимательской деятельности.     

Таким образом, в рассматриваемом случае наличие у физического лица – арендодателя статуса ИП никак не повлияет на исполнение арендатором обязанностей налогового агента по НДФЛ при выплате сотруднику дохода от сдачи им в аренду авто.   

Данный факт для сотрудника – арендодателя имеет второстепенное значение. Даже факты отсутствия явных признаков того, что автомобиль изначально приобретался физическим лицом для его использования не для личных и семейных целей, а для сдачи его в аренду, не могут являться основаниями для неисполнения арендатором обязанностей налогового агента по НДФЛ, если договор аренды авто заключен как с простым физическим лицом.

По мнению Минфина доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, заявленный ИП при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений в ЕГРИП, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности. Доходы, полученные ИП от незарегистрированных в ЕГРИП видов деятельности, подлежат обложению НДФЛ.

В то же время арендодатель несет риски в том случае, если налоговым органом будет доказано, что цель сдачи в аренду грузового автомобиля было систематическое получение прибыли. В таком случае, несмотря на его регистрацию ИП и независимо от наличия или отсутствия данного вида деятельности в сведениях, размещенных в ЕГРИП, есть вероятность квалификации дохода от его аренды как дохода от предпринимательской деятельности даже несмотря на то, что с этого дохода налоговым агентом были исчислен и уплачен в бюджет НДФЛ.