В профильном комитете инициировали внесение изменений в закон о налоговой системе
Во вторник, 11 сентября, состоялось заседание Комитета Народного Совета ДНР по бюджету, финансам и экономической политике, на котором его участники рассмотрели обращение относительно предоставления разъяснений, касающихся амортизации в налоговом учете.
В мероприятии приняли участие представители Министерства доходов и сборов. По словам председателя Комитета Марины Жейновой, в своем обращении представитель субъекта хозяйствования задал ряд вопросов относительно правильного начисления сумм амортизации в налоговом учете.
«В поступившем в Комитет обращении предприниматель попросил предоставить разъяснения, как именно начислять сумму амортизации в бухгалтерском и налоговом учетах, когда речь идет об оборудовании, в частности о компьютерной технике и мебели. Естественно, что Комитет заинтересован в том, чтобы обозначенные виды учетов были максимально идентичны друг другу.
Тем не менее, в действующем налоговом законодательстве не прописано определение «оборудование».
Более того, по словам представителей Министерства доходов и сборов, одно и то же оборудование может быть определено как задействованное в осуществлении предпринимательской деятельности, так и нет. Например, стеллаж, который может быть использован как витрина в магазине, то есть это оборудование торгового зала, или как полки на складе.
В этой связи Комитет инициирует внесение изменений в Закон «О налоговой системе» с целью конкретизации понятий и терминов и детализации порядка амортизации», – сказала Марина Жейнова. По итогам встречи парламентарии приняли решение продолжить обсуждение на следующем заседании и рассмотреть предложения по внесению изменений с целью закрепления терминологии.
Источник: официальный сайт Народного Совета ДНР.
Неужели должно было пройти два года, чтобы данный вопрос опять начал обсуждаться? Ведь аналогичное обращение было мною направлено в адрес председателя Комитета еще 31 августа 2016 года. Ответ был. Но, как всегда, без конкретных разъяснений.
Поэтому свое мнение по данному вопросу было изложено в материале, размещенном на сайте.
Возможно теперь оно заинтересует лиц, которые будут вносить изменения в налоговое законодательство?
Относительно классификации основных средств в настоящее время можно руководствоваться только правилами бухгалтерского учета (ПСБУ) и прочими нормативными актами, разъясняющими их применение.
Однако в П(С)БУ 7 оборудование в целях их бухгалтерского учета отдельно не классифицируется, а входит в группу «Машины и оборудование». В прочих нормативных документах по учету и классификации основных средств также нет отдельной характеристики и классификации, какие основные средства учитываются как машины, а какие относятся к оборудованию.
Все дело в том, что оба эти термина неотделимы. То есть, невозможно четко или даже приблизительно разделить предметы по их техническим характеристикам на машины и оборудование. И это неудивительно. По общему определению, оборудование – это совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для работы, производства. То есть, машины также входят в перечень оборудования.
Так, в соответствии с Межгосударственным стандартом (ГОСТ ЕН 1070-2003 Безопасность оборудования. Термины и определения), разработанным ВНИИНМАШ Госстандарта России и одобренным Межгосударственным советом стандартизации, метрологии и сертификации стран постсоветского пространства, в том числе Украиной (введен в действие 01.07.2004) оборудование классифицируется как «совокупность связанных между собой частей или устройств, из которых, по крайней мере одно движется, а также элементы привода, управления и энергетические узлы, которые предназначены для определенного применения, в частности для обработки, производства, перемещения или упаковки материала. К термину "оборудование" относят также машину и совокупность машин, которые так устроены и управляемы, что они функционируют как единое целое для достижения одной и той же цели.»
В связи с этим, органы доходов и сборов при отсутствии каких-либо определений в Законе о налоговой системе термина «оборудование», должны руководствоваться П(С)БУ 7 и прочими нормативными актами по ведению бухгалтерского учета, в соответствии с которыми между терминами «машины» и «оборудование» не установлены отличия и разграничения, а не искать то, чего в не существует – отдельного классификатора оборудования.
Даже если этот термин и будет конкретизирован в налоговом законодательстве, его определение должно быть основано на общепринятых бухгалтерских и экономических стандартах классификации основных средств. Поэтому вполне логично заменить в Законе ДНР «О налоговой системе» термин «оборудование» на термин «машины и оборудование» в пп.77.10.1.1 статьи 77 настоящего Закона.
Ну а в дальнейшем для отнесения основных средств к группе «Машины и оборудование» плательщику можно будет руководствоваться Классификатором основных средств ГК 013-97.
Что же касается установления связи приобретенных основных средств с осуществлением предпринимательской деятельности, то, как известно, "стеллаж, который может быть использован как витрина в магазине, то есть это оборудование торгового зала, или как полки на складе" для размещения товара, подлежащего хранению и реализации, оба связаны «большим, толстым, но незримым канатом» с осуществлением плательщиком предпринимательской деятельности. Поэтому они должны быть классифицированы как оборудование, а следовательно расходы плательщика налога на прибыль на их приобретение или изготовление подлежат налоговой амортизации.
ГЛАВбух ДНР