О правовом статусе разъяснений Министерства труда и социальной политики ДНР
Опубликованные 20.10.2022 года на сайте Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики разъяснения относительно изменения порядка исчисления средней заработной платы, вызвало у работодателей немало вопросов. В частности, об обязательности их применения.
Письма Минтруда ДНР носят рекомендательный характер и не являются нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению. При рассмотрении того или иного вопроса письма Минтруда ДНР можно использовать только как подтверждение правовой позиции.
Постановлением Правительства ДНР от 10.10.2019 N 30-12 (ред. от 05.04.2022г.) утверждено Положение о Министерстве труда и социальной политики ДНР (далее также – Положение).
Согласно пункту 1 Министерство труда и социальной политики Донецкой Народной Республики (далее – Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сферах деятельности.
В пункте 2.9 Положения указано, что обязательными для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, юридическими и физическими лицами являются нормативные правовые акты Министерства, зарегистрированные в установленном порядке.
Тем не менее, в силу пункта 2.1.18, Министерство дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства.
Для определения являются ли письма Министерства нормативными актами и какую они имеют юридическую силу, необходимо обратиться к основным признакам нормативных правовых актов, изложенных в Законе ДНР от 07.08.2015г. № 72-IНС «О нормативных правовых актах».
Кроме этого, на основании статьи 4 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Донецкой Народной Республики. А нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Следовательно, в отсутствие официального опубликования документ, издаваемый органом исполнительной власти, не может быть признан нормативным актом.
Более того, Постановлением Правительства ДНР от 05.12.2019г. N 39-13 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов на их государственную регистрацию (далее также – Правила).
Нормативные правовые акты издаются правотворческими органами в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений (пункт 2 Правил).
Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.
Таким образом, письма Министерства не отвечают признакам нормативных правовых актов, носят исключительно рекомендательный характер в части обеспечения соблюдения законодательства о труде, так как они не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства ДНР от 05.12.2019г. N 39-13.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что на практике должностные лица государственных инспекций труда в своей деятельности руководствуются разъяснениями министерств и ведомств, в том числе и содержащихся в письмах Минтруда ДНР.
Основание:
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" (Официальный интернет-портал правовой информации РФ)
Закон ДНР от 07.08.2015г. № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (Официальный интернет-портал правовой информации ДНР)
- Постановление Правительства ДНР от 10.10.2019 N 30-12 (Официальный интернет-портал правовой информации ДНР);
- Постановление Правительства ДНР от 05.12.2019г. N 39-13 (Официальный интернет-портал правовой информации ДНР).
Если же рассматривать изложенную в Разъяснении Министерства его позицию относительно применения при исчислении среднего заработка нормативных правовых актов Российской Федерации, то, на наш взгляд, она обусловлена тем, что до даты вступления в силу Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 5-ФКЗ нормативный правовой акт, регулирующий данный порядок в Донецкой Народной Республике не был принят, в силу чего работодатели при исчислении среднего заработка (за исключением порядка его исчисления для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и беременности и родам) применяли Порядок исчисления среднего заработка, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины № 100 от 08.02.1995г. А на основании статьи 4 Федерального Конституционного Закона от 04.10.2022 № 5-ФКЗ на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода (до 1 января 2026 года) или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Донецкой Народной Республики могут действовать только нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, если иное не установлено законом.
Разъяснения сайта по вопросам применяемого на территории ДНР законодательства имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от вышеизложенных разъяснений, а так же вправе обратиться за получением письменного разъяснения в уполномоченный орган наделенный полномочиями по разъяснению законодательства, применяемого в Донецкой Народной Республике. ГЛАВбух ДНР