Итоги недели (08.02.2016 – 14.02.2016)
О «бедном» плательщике замолвите слово
Как и первые дни февраля, текущая неделя прошла в ознакомлении, обсуждении и применении на практике нового налогового законодательства.
Первое событие недели - Министерство доходов и сборов наконец определилось с отчетностью по Закону «О налоговой системе» (Приказ МДС ДНР № 23 от 5 февраля 2016 года «Об утверждении Порядков заполнения и предоставления отчетности», опубликован 09.02.2016г.).
Такое впечатление, что появление данного Закона для налоговых органов было более неожиданно, чем для субъектов хозяйствования, многие из которых штурмовали налоговые уже с 21 января с заявлениями (форма заявления официально так и не утверждена) о переходе кто на патент, кто на упрощенный налог.
Новшеством перечень форм отчетности не удивил. Удивление вызывает отсутствие в перечне формы отчетности по виноградному сбору, срок подачи которого, согласно Закону, за январь 2016 года – до 20.02.16, а так как этот день выходной, то 22.02.16. Конечно, отчет этот будет простеньким (аналогичен украинскому), плательщики и база налогообложения прописаны в Законе достаточно понятно. Но хотелось бы, чтобы его плательщики меньше занимались поисками форм отчетов, а уделили больше внимания и времени изучению нового налогового законотворчества, даже в новых формах отчетности.
Например, согласно Порядку заполнения и предоставления отчетности по упрощенному налогу, при подаче декларации плательщиком упрощенного налога ІІ-III группы необходимо будет подать приложения к декларации. Если к Приложению А вопросов нет, то по Приложению Б вопрос: в чем смысл данного приложения? По сути, у субъекта хозяйствования, находящегося на данной системе налогообложения, налоговые обязательства формируются по доходной части (статья 172 Закона). При чем здесь расходы? Это настораживает, особенно в преддверии ожидания Книги учета доходов. А в остальном все нормально. Если надо показать свои расходы без подтверждающих документов, то смело указывай поставщиком плательщика, находящегося на патентной системе. Тем более что всего-то нужны не его данные, а проставить в соответствующих графах (гр.2 и гр.3 Приложения Б) две буковки «ПС» - и все дела.
Второе, на наш взгляд, событие недели – это внесение председателем Комитета по бюджету, финансам и экономической политике Мариной Жейновой ясности по поводу применения норм Закона плательщиками налога на прибыль:
«Согласно законодательству Донецкой Народной Республики, до вступления в силу Закона «О налоговой системе» действовало Временное положение о налоговой системе. Таким образом, с 1 по 18 января 2016 года налогоплательщики рассчитывают налогообложение согласно нормам Временного положения. А с 19 января — согласно нормам действующего Закона. Декларация по налогу на прибыль подается по новой форме» (Источник: Официальный сайт Донецкой Народной Республики). По крайней мере, это было озвучено официальным представителем власти, по сути – законодательной властью.
А вот с комментарием по поводу того, что налоговые органы предоставляют консультацию по применению налогового законодательства на своем официальном сайте, вышла неувязка. Ни одного официального разъяснения, обобщающей консультации, согласно нормам вышеупомянутого Закона, на официальном сайте нет.
Кстати, не мешало бы налоговым органам прекратить, а Законодателю - законодательно запретить порочную практику предоставления устной консультации по трактовке, разъяснению отдельных норм Закона. Тем более что она не имеет никакой юридической силы, несмотря на то, что устная консультация предусмотрена статьей 25 Закона.
Исходя же из норм, изложенных в пункте 26.4 статьи 26 Закона, только действия налогоплательщика в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной ему лично - в письменной или электронной форме, а также обобщающей налоговой консультацией, являются основанием для его не привлечения к ответственности.
Все это вышеизложенное касается консультаций отдельных налоговых органов по вопросу не включения в валовые расходы начисленного (уплаченного) ЕСВ плательщиками налога на прибыль. А ведь этот платеж осуществляется в бюджет, и не просто в бюджет, а на счет местного налогового органа. При этом пунктом 72.3 статьи 72 Закона запрещено относить в валовые расходы налоги и сборы, уплаченные в бюджеты других государств. За что же «зацепились» сторонники не включения ЕСВ в валовые расходы – ЕСВ является «взносом» согласно Временному порядку о сборе и учете единого взноса и в Законе прямо не указано о том, что ЕСВ включается в валовые расходы.
Как с этим бороться? Осуществить письменный запрос в местный налоговый орган по данному вопросу по поводу письменного разъяснения. А если этих запросов будет много, то, согласно Закону, налоговый орган будет обязан дать обобщающую консультацию. К сожалению, в настоящее время, это практически единственный способ прояснить ситуацию как по вопросу включения ЕСВ в валовые расходы, так и других спорных вопросов. Процедура принятия поправок (изменений) в действующий Закон, требует теперь их рассмотрения на сессиях Народного Совета и т.д. Например, изменения в Закон были приняты сессией Народного Совета 29.01.16, подписаны Главой ДНР 12.02.16, а опубликованы и вступили в силу 13.02.16.
В итоге, про ЕСВ – ни слова.
Третье событие в жизни налогоплательщика - это внесение изменений в Закон "О налоговой системе".
Коротко суть изменений изложена в новостной строке «Главное за неделю». Вопрос в другом: когда конкретно ожидать внесения новых изменений в Закон, ведь нынешние изменения практически ничего кардинально не решили?
P.S. К сказанному можно добавить, что при анализе изменений обнаружены определенные нестыковки:
- появился еще один пункт 247.2.;
- пункт 73.1.3 статьи 73 (в первой редакции – последний пункт статьи 73) по всей вероятности нужно читать как пункт 73.3;
- в пункте 227.2 – ссылку на Главу 24-3 (такой главы вообще нет) следует читать как ссылку на Главу 25-3;
- в абзаце б) пункта 72.2.11 – ссылку на абзац а) пункта 72.2.12 следует читать, как абзац а) пункта 72.2.11.
Если эту статью будут читать законодатели, то прошу считать все изложенное в послесловии предложением о внесении поправок в Закон без обсуждения. О "бедном" плательщике замолвите слово...
Главный редактор сайта «Глав Бух ДНР» Александр Туровец.