Не все так просто, или Финансовая возвратная помощь физическому лицу
Неоднозначность восприятия Пользователями статьи по налогообложению возвратной финансовой помощи, полученной физическим лицом, опубликованной на сайте, требует дополнительного пояснения относительно правомерности изложенной позиции.
Финпомощь, как свидетельствует пункт 9.1 статьи 9 Закона ДНР «О налоговой системе», может быть предоставлена на безвозвратной или возвратной основе. Налоговые последствия их получения другой отличаются в зависимости от статуса плательщика налогов.
Пострадать могут получатели:
- плательщики налога на прибыль, не вернувшие полученную финпомощь в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения. Им придется включить сумму финпомощи в валовый доход на основании пп.71.1.7 статьи 71 Закона;
- плательщики упрощенного налога. Они обязаны включить в состав дохода, с учетом положений пункта 172.6 статьи 172 настоящего Закона, суммы финансовой помощи (займа), полученной на возвратной основе и не возвращенной в течение календарного года. На кредитные договоры, заключенные с банками и иными финансовыми учреждениями, ограничения по сроку предоставления (возврата) возвратной финансовой помощи (займа) не распространяются.
Еще одними получателями финансовой помощи на возвратной основе являются физические лица.
А вот с налогообложением полученной ими ВФП не все так просто. Именно в этом вопросе мнения Пользователей как раз и разошлись с позицией сайта.
Позиция Пользователей сводится к тому, что ВФП «априори» не может быть доходом. Данная позиция основывается так же на нормах налогового законодательства Украины. Об этом прямо указано в пп.165.1.31 НКУ. При этом, согласно Справочнику и Порядку декларирования физлицами полученных доходов украинского законодательства сумма ВФП, предоставленной субъектом хозяйствования физическому лицу, отражается в налоговом расчете 1ДФ под признаком дохода «153».
В целом, такое восприятие Пользователей относительно налогообложения ВФП, полученной физлицом, понятно.
Но…
1. Применение норм или отдельных налогового законодательства Украины возможно только в том случае, если на их применение есть указание в нормативных правовых актах о налогообложении, принятых и действующих в ДНР.
Например, такая норма содержалась во Временном положении о налоговой системе ДНР относительно платы за землю.
Поэтому применять нормы и понятия, особенно по вопросам определения объекта налогообложения, указанные в НПА Украины, недопустимо.
2. Подпункт 121.2.11 статьи 121 Закона ДНР «О налоговой системе» включает в общий месячный налогооблагаемый доход физического лица – получателя такие сумм, полученных в виде финансовой помощи за исключением суммы финансовой помощи, произведенной профсоюзной организацией или его объединением члену профсоюза, так как она подлежит налогообложению на основании пункта «ж» пп.123.1.1 статьи 123 настоящего Закона.
Как уже было ранее отмечено, финансовая помощь может быть возвратной и безвозвратной. Однако в подпункт 121.2.11 Закона не разграничивает эти понятия при определении объекта налогообложения подоходным налогом. Из этого следует, что формулировка настоящей нормы Закона не может исключить включение в налогооблагаемый доход как безвозвратной, так и возвратной финпомощи, полученной физлицом. Следовательно, при отсутствии у налогоплательщика положительного письменного налогового разъяснения по данному вопросу, в ходе налоговой проверки такая сумма может быть включена в налогооблагаемый доход получателя – физического лица со всеми налоговыми последствиями.
Налоговая не обязана знать о своих ошибках до тех пор, пока сама не обвинит налогоплательщика в его ошибках.
Что касается отражения таких полученных сумм в Декларации по подоходному налогу, то такие суммы отражаются в ней с признаком дохода «26».
ГЛАВбух ДНР